В лучших традициях голливудского кино-конвейера, фильмы об успешных людях, развивших свой бизнес с нуля, потихоньку начинают выпускать и наши северные соседи. Пока что однако, складывается впечатление, что действительно выдающихся бизнесменов в России просто не хватает.
Подкрепив популярность своего фильма широкой славой самой знаменитой в СНГ финансовой пирамиды «МММ», режиссёр Эльдар Салаватов подарил зрителям интересную трактовку печально известных событий начала 90-х годов, когда эта пирамида достигла своего пикового роста.
На вершине этой пирамиды стоит неприметный финансовый гений Мамонтов в мастерском исполнении Алексея Серебрякова. Этот персонаж — чуть странный маргинал, который явно претендует на то, чтобы остаться на отшибе общества, однако вопреки этому становится во главе многомиллионной доли населения. Правдоподобность Мамонтова-гения ненавязчиво подтверждают такие мелочи, как заикание, нелепый внешний вид и время от времени взрывающиеся потоки речи, в которых он случайному встречному ведает о своей философии жизни.
Безусловно, для актёра Серебрякова эта роль не стала лучшей в карьере, но своё место среди его лучших профессиональных достижений она, конечно же, займёт. Если для него этот персонаж был в какой-то мере новым, то для Фёдора Бондарчука, сыгравшего Белявского — ярого противника главного героя, его персонаж достаточно привычен. В очередной раз Бондарчуку пришлось исполнять роль вольготного бизнес авторитета.
Картина строго построена между этими двумя персонажами. Если Мамонтов опирается в своей бизнес-системе на простой народ, то Белявский — представитель как экономической, так и правительственной верхушки. Поэтому и в эпизодах, когда появляется Белявский — на экране появляется шикарная обстановка, стоящая настоящей элиты.
В свою очередь Мамонтов всегда оказывается в каких-то непонятных, а иногда и подозрительных местах. В том же, что Мамонтов в итоге превосходит пригретого властью конкурента, авторы фильма хотели показать не просто исторический факт. Это скорее символ того, что в неокрепшей экономике только что появившейся на свет страны, побеждает не тот, кто ближе к правительству или играет по правилам, а тот, кто привлечёт к себе большую часть населения. Именно этот чудак в фильме Мамонтов и символизирует какую-то дикую неуправляемую экономическую энергию. И как и во всякой дикой системе — в его пирамиде не были предусмотрены какие-либо рамки или пределы. А значит рано или поздно она должна была развалиться.
Если за работу над этим фильмом взялся кто-то другой, а не автор «Антикиллера Д.К.: Любовь без памяти», то в картине наверняка было бы меньше экшена и элементов чистого боевика. Поэтому в «Пирамммиде» практически каждые десять минут если не взрывается автомобиль, то по крайней мере кто-то в кого-то стреляет, за счёт чего и удерживается внимание зрителя в течение всего фильма.
Отдельно стоит отметить замечательно выстроенные диалоги, в которых максимально простым и понятным языком объясняются часом очень тонкие экономические нюансы.
Написано под Ryuichi Sakamoto