Долго ли можно высасывать соки из одной кинематографической темы? Практика показывает, что очень долго! Возьмем, например, «Такси». Еще в 1998 году Люк Бессон придумал историю о добродушном слегка криминальном марсельском таксисте, который, не смотря на все мыслимые и немыслимые нарушения закона, был очень добр душой и даже практически по своей воле начал помогать французским жандармам. И вот на дворе 2007 год, и на экраны выходит четвертая часть популярной саги. Почти десять лет на экране мы видим одни и те же лица. И некоторым не надоедает. Но если в «Такси» не меняются актеры, но меняются хотя бы завязки сюжета и задние планы, то в одной уникальной эпопее действие из серии в серию тянется в абсолютно одинаковых темных полуразрушенных домах. Однозначным плюсом являются новые для каждой части актеры. И причина такой частой смены состава достаточно прозаична – как правило, на протяжении очередного фильма все умирают. Причем делают это достаточно изощренно. На экранах «Пила-3».
Снова несколько избранных в темных комнатах заброшенного сооружения. На переднем плане безутешный отец, который три года мечтает о мести человеку, сбившему его маленького сына. Этот шанс ему дается. Кроме того, у него есть выбор – уничтожать ли всех, кто был причастен к смерти сына или все-таки кого-то прощать и оставлять в живых. Экзамен, прямо скажем, не простой и пощадить, например, судью, который дал преступнику лишь полгода тюремного заключения не просто. Другое дело – поможет ли смерть причастных успокоить мстительную душу? Даст ли успокоение?
В это же время сам маньяк находится в шаге от смерти. Опухоль головного мозга оставляет слишком мало времени для развлечений. Умирающий убийца начинает свою, возможно, последнюю игру. С помощью сумасшедшей ассистентки он похищает известного доктора, которая обязана продлевать ему жизнь. Ведь если сердце перестанет биться, то шею доктора разорвет взрывом огромной силы. Последняя игра начинается…
Практически никогда продолжение фильма не бывает лучше и интереснее оригинала. «Пила» своей третьей частью еще раз доказывает этот постулат. Но при этом слегка удивляет другим – последняя (пока) серия выглядит на голову выше своей предшественницы. Однозначно не дотягивает до первой части, но с легкостью перепрыгивает вторую. Странно. Не часто такие прыжки встречаются в современном кинематографе. В остальном, все как прежде. Тот же маньяк, те же хитроумные приспособления для расставания с жизнью, странная ассистентка, смертельная болезнь и острый ум, в глубины которого нам в очередной раз предлагается окунуться. Третья часть отличается более узкой направленностью наказаний. Умирает не просто горстка провинившихся людей, погибают люди, которых есть возможность спасти. Да только раненая душа отца не позволяет добродетели победить, и кровь снова льется рекой. В сценарии припрятана мысль о прощении и любви, не слишком глубокая, но она есть, и это чрезмерно радует.
Резюме. Крови стало значительно больше, смотреть страшнее, среди кровавого праздника появился легкий налет драматического оттенка. Неужели подобные фильмы могут прогрессировать? Изъезженная вдоль и поперек тема продолжает приносить своим создателям плоды. Фильм снова окупается почти в десятикратном размере, что наталкивает на мысли о четвертой части кровавой эпопеи. Название фильма мы уже знаем, а вот сможет ли он чем-то удивить опытного зрителя неизвестно.
Фильм о прощении и самопожертвовании
Будет интересен всем, кто ждал и знал, на что идет