Песнь моря Пісня моря (Song of the Sea)
Ирландский анимационный фильм, режиссером которого стал Томм Мур, дебютировал в 2014 на Международном кинофестивале в Торонто 6 сентября; был номинирован на премию Оскар в категории лучший анимационный фильм (2015).
История, в основе которой лежит древний кельтский миф про селки, рассказывает о двух детях, Бене и Сирше, которые живут в маяке на берегу моря с отцом, Конором, убитым горем мужчиной из-за недавней потери жены. Хотя Бен осознает ответственность как старший брат, он разочарован тем, что Сирша, в свои шесть лет, до сих пор не произнесла ни одного слова. Когда Сирша находит флейту, сделанную из ракушки, принадлежащую их матери, чарующая музыка, которую она создает становиться средством общения с мамой и ключом к магическим тайнам былых лет.
Однажды ночью Сирша, в блестящем, волшебном пальто попадает в океан, туда ее проводят морские тюлени. Именно тогда выясняется, что она прекрасная белая селки - мифологическое существо, которое живет как человек на земле, превращается в тюленя, попадая в воду, и ей необходимо выполнить важную миссию. После того как они отправляются жить с бабушкой в родной город, Сирша и Бен должны вместе найти свой путь домой. Бен вскоре понимает, что древние истории, которые их мать рассказывала ему, реальные, а его сестра владеет необычайной силой, но для того, чтобы пользоваться ею, она должна обрести свой голос, а Бену нужно преодолеть самые потайные страхи.
«Пой про свою боль»
«Песнь моря» —
Мать Бена бесследно исчезает в морских глубинах, оставив семье новорожденную дочь Сиршу. Убитый горем отец, отчаивается и теряет интерес к жизни, а вместе с тем и потребность опекать собственных детей. И когда Сирша, облачившись в странный плащ, спешит на зов моря, бабушка семейства решает увезти первенцев в город, подальше от места трагедии. Но девочка узнает о своем истинном предназначении и решает спасти сказочных существ от верной гибели. Впервые сблизившись, брат с сестрой отправляются в увлекательное путешествие навстречу опасности и приключениям.
В «Песне моря» на экране оживают кельтские легенды о волшебстве, которое существует рядом и в то же время втайне от нас. Однако это только внешняя сюжетная линия. Фильм универсален для всех возрастных категорий и придется по вкусу любителям поразмыслить о несовершенстве семейного уклада и бренности бытия. Сценарист не щадит своих героев. На протяжении всего повествования персонажи находятся в постоянном движении, что часто свойственно артхаусным картинам. Отважные дети стоически переносят испытания, но все также нуждаются в безусловной родительской любви. Авторы нередко манипулируют зрительским сочувствием, показывая тернистый путь малышей в тяжелых погодных условиях.
Темы, которые затрагивает режиссер, характерны для
Еще одна аллегория — превращение страданий в камень. Человек, пряча в себе пережитые боль, обиды, утраты, — каменеет. Это, пожалуй, близко всем зрителям, так как каждый из нас переживал эмоции, которым не давал волю. Авторы предлагают неожиданное решение — пропеть свои чувства, таким образом, освободившись от них.
Касательно изобразительного ряда, ленту смело можно назвать отдушиной для визуала. Богатство красок, ирландских пейзажей: гор, перелесков, красота отвесных скал и морских волн. Все это изумляет и призывает к соучастию. Анимация «Песнь моря» не имеет ничего общего с 3D блокбастерами, которые уже изрядно поднадоели. Лента завораживает графикой и прорисовкой каждого персонажа.
Музыка в картине помогает воссоздать художественную действительность и самое главное, что если отнять звук, смысл был бы предельно ясен. Музыка задает настроение, предупреждает об опасности, передает чувства и намерения. Спокойная, поэтическая, она погружает во внутренний мир героев.
Культурный контекст, который использует британский режиссер, тяготеет к архаическому, древнему, вечному. Построенная на ирландских мифах история отрицает христианство или любой другой монотеизм. Использование таких образов, как: эльфы, ведьмы, селки, водяные, летучие гончие псы — ссылается на архетипы. «Песнь моря» — это лента с глубоким смыслом, живописной картинкой и приятным музыкальным сопровождением.
Талантливо вплетенный в реалистичный сюжет миф о девочке-тюлене
Двое маленьких детей, Бен и Сирша, живут вместе со своим отцом Конором в маяке на берегу моря. Несколько лет назад их мать исчезла в морских водах. С тех пор отец убит горем, а шестилетняя девочка до сих пор не произнесла ни слова. Однажды происходит событие, способное излечить Сиршу.
Британський мультипликатор Томм Мур в
Драматическая «Песнь моря» оказалась чувствительным и поэтичным высказыванием на злобу дня: утрата матери и полуразвалившаяся семья — вещи, характерные для реального мира. В способе и манере художественно преподнести трагедию одной семьи Томм Мур, вероятно, оглядывался на опыт студии «Гибли» и самого Миядзаки, каждая из историй которого неизменно обретала мифологическую и даже волшебную подоплеку. По сути Миядзаки и Мур наглядно демонстрируют, что существующее наследие в виде древнего фольклора и сказок способно дать анимации свежее дыхание, придать ей эпичности, философии и морали. «Песнь моря» успешно справилась с возложенной задачей, заставив задуматься о сущности мироздания и взаимосвязанности всего в мире.
Центр повествования выстраивается вокруг путешествия Бена и Сирши к дому; безмолвная девочка находит загадочную раковину, служащую теперь её единственной связью с утраченной матерью. На пути двух юных героев возникают сверхъестественные преграды, а мы постепенно узнаем, что девочка, как и ее мать, является селки — представительницей тюленьего народа, вынужденного жить в море и лишь иногда выходить на берег. Перед старшим братом стоит большая ответственность и вызов: только с его помощью сестра сможет обрести голос, а вместе с ним и надежду на её излечение и встречу с покинувшей дом матерью.
Мультфильм изрядно наполнен аллегориями и метафорами в сопровождении невероятной музыки и интересных художественных решений. Здесь, как и пристало,