Персона Persona
Многие считают, что «Персона» Бергмана имеет так много пластов, что разглядеть сразу их просто невозможно. Но каждый зритель определенно может вычленить из этих идеально построенных кадров нечто особенное. Действительно, фильм очень психоделичен и достаточно обманчив. В первой половине картины доминирует мощная драматургия, которая в дальнейшем отступает перед лавиной повествования, столь же яркого и поражающего.
Фабула при этом проста, но интересна. Элизабет, звезда кинематографа, впадает в приближенное к депрессии состояние. Обеспокоенная семья кладет ее в клинику. Там к актрисе приставляют медсестру Альму, которая, напротив, болтлива и жизнерадостна, а также готовится к замужеству. Между женщинами завязываются очень близкие отношения.
Технически фильм выполнен гениально. Каждый режиссерский ход продуман. Вся картина построена на монологах медсестры и реакциях пациентки. Примечательно, что непосредственно слово «персона» имеет свой изначальный смысл, отсылающий зрителя к античности, — «маска». Именно такое понимание названия фильма дает возможность раскрыть глубокий символизм произведения Бергмана. Режиссёр противопоставляет духовному миру человека его социальную маску. Важно понять, что Бергман поднимает проблему колоссального отрыва искусства (здесь кинематограф предстает лишь частным явлением) от настоящей жизни человека. Именно эта проблема приводит к тому, что искусство не дает реальных ответов на актуальные вопросы человечества. Ингмар Бергман, являясь частью этого процесса, находит подобные изъяны внутри и себя. Поэтому «Персона» — это крик и обществу, и своему Я.
Гениальная работа оператора Свена Нюквиста доводит замысел режиссера до совершенства. Нюквист погружает зрителя в картину, избавляя ее от лишних деталей, ненужного действия. Каждый кадр, словно фотоснимок, который фиксирует все важнейшие перипетии внутреннего мира персонажей. Бергман и Нюквист, обнажив фильм до максимального минимализма (такое противоречивое определение очень показательно для данной работы), добиваются феноменального эффекта. Зритель буквально погружается на полтора часа в транс, в ходе которого пробуждается его бессознательное начало.
«Персона» — это произведение, разрушившее всевозможные стереотипы, связанные с искусством и самой жизнью. Бергман создал кино, которое открывает для зрителя дверь к пониманию себя. Наблюдая за жизнью двух девушек, человек проходит самостоятельно путь к познанию глубинной связи между ними. Это практически необъятное кинематографическое полотно являет собой зрителю субстанцию, глубина коей безгранична, словно океан Духа, Мысли и Души. Никогда более кинематограф не представал столь беззащитным и одновременно поглощающим. В образах героинь скрываются начала Зрителя и Искусства, стремящиеся познать друг друга. И познание это оборачивается агонией.
Единственная адекватная оценка этому произведению — «шедевр».