Перед рассветом Before Sunrise
Они встречаются в поезде в Австрии. Знакомятся и начинают задавать вопросы и отвечать на них. Это встреча не просто людей, а двух разумов. Они нравятся друг другу еще до первого сказанного слова. Он американец, путешествующий в Вену, чтобы сесть на самолет домой, она француженка, которая учится в Сорбонне и возвращается в Париж. Они идут в
В картине нет никакого скрытого послания, здесь не будет ни измен, ни мелодрамы, ни жестокости. В основном Джесси (Этан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи) разговаривают во время прогулок по Вене. Никто их не преследует и не пытается помешать их любви. «Перед рассветом» — это и есть настоящая жизнь, снятая на видеокамеру. Здесь нет ничего лишнего, режиссер уступил место дирижера молодым актерам, и они ведут свой разговор, как вели бы его обыкновенные образованные люди, внезапно нашедшие свою любовь. Джесси и Селин пережили за неполный день столько страсти, увлечения, наслаждения и радости, сколько большинству людей не пережить за всю жизнь.
О чем они разговаривают? О родителях, о смерти, бывших возлюбленных, музыке, поэзии, даже о реинкарнации. Диалоги получились, на удивление, забавными. Когда Джесси предлагает воспринимать их общение как путешествие во времени и думать о будущем, в котором они будут думать о прошлом, они как раз и переносятся из одного времени в другое. Ничего сложного — лишь слова и воображение.
Сложно описывать игру актеров по отдельности, ведь они все время вместе не просто в кадре, а в этот самый захватывающий день их жизни. Хоук и Дельпи словно герои, перенесенные из «Любовной истории» во время поколения Х. Только они совсем не вписываются в своё поколение, которое ничем не интересуется всерьез. Нашим влюбленным интересно все, их любовь — это не пустые слова о том, как им хорошо вместе и как они любят друг друга. Им не надо этого произносить, все понятно и без лишних слов, ведь они — две родственные души, два родственных разума, которые нашли друг друга и пытаются не потерять ни секунды перед рассветом.
Ричард Линклейтер — мастер делать качественное ненавязчивое кино о человеческих отношениях и общении. Все его работы, вышедшие раньше, также построены на случайных встречах, разговорах, эмоциях. Его картины нисколько не навязчивы, особенно «Перед рассветом», а увлекают простыми ценностями и канонами старого кино. Здесь нет спецэффектов, грязи и крови. Все эмоции и желания, включая сексуальные, переданы настолько благородно, что фильм спокойно можно показывать и подросткам (хотя в США фильм получил рейтинг R — до 17 с взрослыми). Великолепна сцена в слуховой кабинке музыкального магазина, где герои переглядываются друг с другом, а потом смотрят по сторонам, чтобы не быть пойманными. Все в этом эпизоде: движения, легкое смущение — дышит настоящей жизнью.
Прекрасный фильм, легкий и сложный одновременно, но, как и любая сложность, в конце он приносит непередаваемое удовольствие. При просмотре фильма отключите свои рецепторы и просто наслаждайтесь просмотром.