Пазл Rompecabezas
Аргентинское кино — сравнительная редкость для наших просторов. Из последних успехов родины танго на слуху талантливая актриса Сесилия Рот и прошлогодний лауреат Оскара в номинации «лучший иностранный фильм» «Секрет в их глазах» Хуана Кампанеллы. Теперь же в рамках фестиваля «Жіночий стиль» нам представили лёгкую драму дебютантки Наталии Смирнофф «Пазл», или «Головоломка», если переводить дословно.
Соответствуя названию, постановщица «пазл» за «пазлом» выстраивает обыденную жизнь домохозяйки Марии дель Кармен, которая
Вполне естественно, что авторское кино собирает так мало зрителей на сеансах. Тем не менее это не значит, что дебют аргентинки Смирнофф получился ущербным и невыразительным. Напротив, она избрала непростую для переноса на плёнку историю о самораскрепощении отчаянной домохозяйки через открытие в себе таланта разгадывать головоломки. Выступавшая до этих пор помощником режиссёра, Смирнофф сняла очень чувственную, честную и минималистскую картину, неплохо балансирующую на грани семейной драмы и отчасти комедии. Минимализм сквозит едва ли не в каждом кадре, как бы подчёркивая тоску и одиночество главной героини.
Перед нами разворачивается показательная история человека, единственная страсть которого — готовка вкусных блюд постепенно перерастает в страсть иную — пазломанию. Отдаваясь своему новому хобби, Мария со временем познает все радости и горести дружбы, любви, лжи, непонимания, измены и признания. Уставшая от однообразия женщина показана в двух сценических интерьерах: у себя дома, символизируя рутину; и в доме Роберто и на местном турнире, где она раскрепощается в полной мере. Каждый кадр целиком сконцентрирован на смекалистой Марие, персонаж которой выстраивается, словно пазл, из деталей, взглядов, коротких диалогов, которыми так небогата картина. При этом стоит отдать должное авторам, ведь они используют весь арсенал визуальных средств для того, чтобы донести изменчивость внутреннего мира героини. Почти весь фильм снят на ручную камеру, статичный план здесь в редкости, изобилуя безошибочными кадрами в фокусе и расфокусе, сдобренные игрой горячих цветов.
Тем не менее лента «Пазл» слишком затянута, временами скучна, ограничена
Едва ли не самым значительным плюсом ленты являются двое главных героев в исполнении Марии Онетто и Артуро Гётца, весьма популярные на родине актёры. В целом же повествование в фильме происходит без спешки, но определенно со стилем, вкусом и почерком латиноамериканского кино. И, как отмечают многие аргентинские критики, в отличие от прочих артхаусных лент, «Пазл» — не тот фильм, про который говорят «ни складу, ни ладу» («sin pies ni cabeza»).
Дети и муж дарят Марии на пятидесятилетие пазл, с которого и начинается сюжет фильма «Головоломка». Никогда ранее не увлекавшись никакими настольными играми, ничем другим, эта игра всё не оставляет Марию равнодушной. Так что быстро справившись с подаренной её любящим семейством первой головоломкой — она отправляется за следующей. В магазине она встречает объявление «ищу партнёра на соревнования по пазлам». Погрязшая в домашних заботах женщина не может пройти мимо такого случая.
Лента «Головоломка» разнообразнейшим образом обыгрывает символ картинки, которую нужно сложить из маленьких кусочков, чтобы восстановить рисунок. По этому же принципу восстанавливает свою жизнь и главная героиня, пытаясь собрать как свою семью, так и саму себя по кусочкам. Очень точно подмечен возраст героини — ведь именно после пятидесяти большинство начинают смотреть на свою жизнь другими глазами, а от всего, что осталось позади осталось ни что иное, как просто невзрачные осколки мгновений, из которых и складывается целая жизнь.
Аргентинский режиссёр Наталия Смирнофф практически неизвестная в Украине. В своей новой картине она прекрасно показала колорит латинской Америки.
В 2009 г. фильм «Головоломка» номинировался на высшую награду Берлинале.