Парфюмер: История одного убийцы Perfume: The Story of a Murderer

oKino:
7.6
7.6/10
из 10
IMDb: 7.5 (163,219)
Европейская киноакадемия 2
Смотреть трейлер
Сюжет

Действие разворачивается в ХVIII веке во Франции. В небольшом провинциальном городке Грассе происходит серия жестоких убийств, потрясших общественность. Все жертвы — молодые красивые девушки — были убиты с особой жестокостью и извращением, а их тела выброшены на улицу, как ненужный мусор. Полиция озадачена, церковь требует анафемы для убийцы, а местное население боится выпускать своих дочерей из дому. Весь город погряз в страхе. И лишь один человек в Грассе не разделяет общего ужаса. Жан-Батист Гренуй — гениальный парфюмер, обладающий поистине неподражаемым обонянием, позволяющим ему улавливать даже самые тончайшие ароматы и их комбинации. Рано оставшись сиротой, Гренуй вырос в нищете и одиночестве в парижских трущобах, где его с самого рождения окружали лишь отвратительный смрад и грязь. Лишь много лет спустя повзрослевший Гренуй случайно обнаруживает то, что в корне меняет его жизнь, — духи. Одержимый чарующими ароматами, он мечтает создать идеальный парфюм, в основу которого должен лечь самый пьянящий аромат из всех, которые он когда-либо испытывал, — естественный аромат красивой молодой девушки. Но есть один нюанс: единственный способ сохранить свежесть и невиновность этого аромата — изъять его в момент гибели его носительницы.

Трейлер (русский дублированный)
Кадры
Рецензии

Приготовьтесь к тому, что на ближайшие два с половиной часа все ваши чувства переберутся к вам в ноздри. Вместо мозга принимать решения будет нос, а узнавать мир вы будете не по картинкам, или ощущениям, а исключительно по запахам. Это необходимо для того, чтобы хоть чуть-чуть попытаться почувствовать себя героем картины Тома Тыквера «Парфюмер: История одного убийцы». Хотя, если серьезно, то на время просмотра глаза вам понадобятся как никогда в жизни. Они станут самым счастливым органом, ведь именно они будут впитывать происходящее на экране. А впитывать там точно есть что.

До выхода на экраны «Парфюмера» считалось, что передать запахи на экране невозможно. Были, конечно, попытки, и в 50-х годах американцы создали машину, выпускающую аромат в определенный момент картины. Но это было удовольствие, вытянутое за уши. Зато в 2006 году каждый получил возможность увидеть ароматы наяву.

«Парфюмер» основан на одноименном романе Патрика Зюскинда и рассказывает историю Жана-Батиста Гренуя (Бен Уишоу) — мизантропичного чудака, живущего во Франции в 18 веке. Хотя нет, не так. Он не мизантроп, ему просто наплевать на всех людей. Он видит в них лишь носителей уникальных ароматов. Если бы все люди, кроме него, в один момент вымерли, он бы заметил это происшествие, только когда тела начали бы издавать неприятную вонь. Хотя и здесь Гренуй ломает все рамки: у него нет запахов приятных или неприятных. Для него все они своеобразны. Уникальность для него — критерий № 1.

Итак, родившись на парижском рыбном рынке, знаменитом своими миазмами, он должен был умереть, но решил выжить. Постепенно все люди, находящиеся вокруг него, начинают его пугаться, потому что он не излучает никакого человеческого или иного, запаха. Взамен этого он имеет дар гениально анализировать, запоминать и создавать ароматы. Как и всякий гений, Гренуй решает, что его миссия — создать идеал, высшую ступень запахов, который позволит манипулировать людьми, заставит их влюбляться, ненавидеть, делать все, что он пожелает. Для этого он начинает убивать, как только почувствует в человеке одну из составляющих будущего шедевра. Существует пословица, что истинную красоту необходимо видеть не снаружи, а внутри человека. Так и Жан-Батист улавливает не ароматы одежды, а ароматы тела. И чтобы достать эти сокровища, копилки необходимо разбить. Так же как нет для Гренуя хороших и плохих ароматов, нет для него и хороших или плохих поступков. Если надо, значит надо.

Актеры, собранные Тыквером, будто сходят со страниц книги и утягивают нас за собой на экран, чтобы мы стали частью феерии под названием «Парфюмер». Молодой британец Уишоу играет безмолвного героя, которому неинтересно происходящее вокруг него. Многогранный персонаж, он формируется из несчастного сиротского прошлого, чудовищного и гениального настоящего и страшного будущего. Именно ради будущего он сейчас плюет на все законы человеческого сообщества. А почему он должен им следовать, ведь он к этому сообществу не принадлежит…

Из остальных актеров особенно запомнился Алан Рикман, играющий роль отца одной из жертв Гренуя — Лауры. Насколько же великолепно может менять он свое настроение на протяжении доли секунды. Вне дома он строгий начальник, но когда он со своей дочерью, он — неимоверно любящий отец, готовый сделать все ради счастья своей единственной дочери. К сожалению, именно Лаура нужна, чтобы сделать счастливым Жана-Батиста Гренуя — величайшего парфюмера в истории человечества.

Режиссеру на пару с оператором удалось невозможное: посредством игры с цветами, им удалось научить нас нюхать глазами. В изображении сцен постсредневекового быта создатели картины не чураются в огромных количествах эксплуатировать нечистоты, наготу, кровь и самые низкие из людских инстинктов. Благодаря этому мы чувствуем то, что чувствовал бедный Жан-Батист, видим мир его глазами, то есть носом. И это идет параллельно с демонстрацией роскошной жизни знатного бароккового общества, где краски, цвета, оттенки льются через край. Создается впечатление, что оператор, буквально вторя главному герою, делает специальную выжимку, концентрат из каждого цвета и ошеломляет зрительные рецепторы аудитории.

Несмотря на то что это экранизация, а мы привыкли, что при переносе на экран значение и ценность текста теряются, о «Парфюмере» такого сказать нельзя. Картина получилась настолько филигранной, что необходимо признать: люди, критикующие ее за несоответствие тексту, так ничего и не поняли. На самом деле это не просто экранизация романа Патрика Зюскинда. Это самостоятельный художественный фильм Тома Тыквера.

Основой успеха романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» является оригинальность идеи. Его Жан-Батист Гренуй — это литературный шедевр, сродни Сантьяго из «Алхимика» Коэльо и Человеку-Овце, созданном Мураками. Весь мир «Парфюмера» раскрывается перед читателем через запахи и их восприятие, причем автору пришлось раскрывать ароматы при помощи слов, а тут Зюскинд не скупился на эпитеты.

Экранизацией «Парфюмера» в свое время интересовались такие мэтры кинематографа, как Стенли Кубрик, Ридли Скотт, Милош Форман, Мартин Скорсезе. Уговорили же Патрика Зюскинда на экранизацию его романа продюсер и сценарист Бернд Айхингер и режиссер Том Тыквер («Беги, Лола, беги», «Рай»). Перед ними была поставлена сложнейшая задача — с помощью визуальных образов передать зрителю мир незримых ароматов. Поэтому режиссеру оставалось только использовать все оттенки и тона, которые могла передать пленка, чтобы дать зрителю иллюзию проникновения в мир ароматов Зюскинда.
Том Тыквер очень аккуратно подошел к экранизации «Парфюмера»: он сохранил ее душу, как Жан-Батист Гренуй сохранял ароматы цветов и девушек. Не разбивая повествование на диалоги, он предложил зрителям рассказчика, который степенно ведет свою речь на протяжении всего фильма. Очень радует внимание режиссера к мельчайшим деталям, этим он еще раз доказывает свой талант, ведь, выбрав для экранизации такое именитое произведение, он заранее был готов отдать все лавры автору романа.
Подготовка зрителя к погружению в мир запахов происходит только несколько первых минут «Парфюмера». Тут режиссер не скупится на образы: на экране мы видим рыбу разной степени свежести, всевозможные пряности и специи, червей в гниющей крысе, и все это необходимо для настройки зрителя. Позже, когда нам демонстрируют золотую каплю масла, мозг уже сам придумывает для нее аромат. Режиссер добился должного эффекта — зритель, можно сказать, чувствует картину, обоняет ее. Образы, созданные Тыквером, волшебны: корзины благоухающих бархатных роз, золотые эфирные масла, девушки с медными волосами, цветущая лаванда.

Да, запахи восхитительны, и Гренуй должен был бы радоваться этому дару и в свою очередь приносить людям пользу. Но, вместо этого, Гренуй дарит смерть. И кроме как убийцей его назвать и не получается.

Сразу хочется сказать о главном герое, роль которого блистательно сыграл Бен Уишоу. Актер великолепно вжился в роль, демонстрируя, что именно чувствует Гренуй. Ему веришь, его чувствуешь. Но оправдываешь ли ты его? Вот это вопрос. Радует, что Бен не стушевался перед такими великими актерами, как Дастин Хоффман и Алан Рикман.

Если же говорить о роли Хоффмана, то, судя по последним его работам, актер предпочитает играть в эпизодических ролях, но каждое его появление — праздник для благодарного зрителя.

Великолепный Алан Рикман играет в фильме отца девушки Лауры. Он непоколебим в своем желании спасти и обезопасить свою дочь.
Фильм «Парфюмер» можно назвать очень качественной экранизацией книги. Очень часто, экранизируя книгу, режиссер урезает многие важные моменты, а что не в состоянии снять — заменяет более простыми вещами. «Парфюмер» стал исключением. Он безупречен, он великолепен, он точно такой же, как о нем писал великий Зюскинд. Картина очень глубокая, эмоционально сильная и неимоверно тяжелая. Но при всем при этом она прекрасна.

Смотрите, нюхайте, слушайте и наслаждайтесь. Единственный в своем роде фильм, единственный в своем роде Зюскинд и единственный такой ужасно несчастный Жан-Батист Гренуй!

Шедевр!

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы