Охотник на оленей The Deer Hunter
Крупные войны ХХ и ХХI века оказали огромное влияние не только на историю и общество, но и на культуру, в том числе и на кинематограф. А поэтому можно составить довольно внушительный список фильмов, посвященных тем или иным мрачным периодам прошлого столетия. Война во Вьетнаме после, пожалуй, Второй Мировой — самая растиражированная в мировом кинематографе. Особенно сильно события в
Есть определенная логика в том, что лучшие и самые осмысленные ленты, посвященные войнам, выходят спустя некоторое время. Все же обществу, в том числе и кинематографистам, нужно пройти определенное расстояние, чтобы составлять взвешенные оценки.
Ошибочно считается, что «Охотник на оленей» Майкла Чимино — первый фильм о той войне, так можно утверждать только с определенными оговорками. «Охотник…» стал первой знаковой «вьетнамской» картиной, добившейся большой популярности. Но до 1978 года вышло немало фильмов, где эти темы так или иначе затрагивались. На осмысление событий во Вьетнаме американскому кино понадобилось более 10 лет, если считать полноценным началом американской кампании 1965 год, а первым высокохудожественным фильмом о «вьетнамском синдроме» «Таксист» Мартина Скорсезе. Впрочем, в нем обошлось без кадров войны.
Выхода следующих серьезных лент пришлось ждать еще два года, когда одновременно «выстрелили» «Возвращение домой» Хэла Эшби и «Охотник на оленей» Майкла Чимино. Именно эти фильмы сошлись в схватке во время церемонии награждения премией «Оскар» в 1979 году, и они, в итоге, поделили между собой главные награды. Так фильму Эшби достались статуэтки за лучшую мужскую и женскую роль, а также награда за лучший оригинальный сценарий.
«Охотник на оленей» тогда получил призы как лучший фильм и был отмечен за лучшую режиссуру и мужскую роль второго плана (Кристофер Уокен). История также рассудила это противостояние, и если «Охотник на оленей» сейчас считается непререкаемой классикой, то «Возвращение домой» вспоминают гораздо реже.
В центре истории Майкла Чимино довоенная, военная и послевоенная жизнь трех русских американцев, живущих в маленьком городке. Их жизнь ломает война, после которой уже никто не может оставаться прежним. Один становится инвалидом, другой теряет рассудок, а третий вынужден существовать с грузом вины и ответственности за поломанные судьбы друзей.
Эпичное трехчасовое полотно, возможно, самое полное исследование влияния этой войны на тогдашнее поколение американцев. Чимино уделяет достаточно времени каждому из трех этапов жизни героев. Ключевыми в фильме есть несколько моментов — шикарно снятая свадьба, две охоты на оленей (в начале и в конце фильма), эпизод плена и несколько сцен игры в «русскую рулетку». Эта странная игра служит отличной метафорой всей войны — она настолько же бессмысленна, насколько и опасна, а победителей в ней, очевидно, не бывает — есть только проигравшие.
Майкл Чимино, для которого этот фильм так и остался творческой вершиной, снял классическое антивоенное кино. При этом лента полна непритворного человеколюбия, которое особенно проявляется в заключительной части картины, где мирный и спокойный быт омрачен отголосками войны. Символична в этом смысле и вторая сцена охоты, когда герой в ключевой момент отказывается нажимать на курок и лишать жизни
Одни из своих лучших ролей здесь сыграли кумиры поколения
Интересно,
Я не буду знакомить вас с сюжетом, а позволю себе рассказать о самой картине, ее важных моментах.
Начну, пожалуй, с самой охоты на оленей. После свадьбы друзья едут в лес на охоту, Майкл дает всем напутствие: «Оленя нужно убивать с первого выстрела. Один — хорошо, два — плохо». Ребята прошли войну во Вьетнаме. Не все вернулись. Опять охота. Майкл выходит на оленя, но не хочет его убивать, делает выстрел выше животного и кричит: «О’кей?», слыша в ответ собственное эхо.
Почему начала с этого момента? Многие считают, что «Охотник на оленей» — фильм о войне. Но другая половина критиков и самих зрителей — приверженцы мысли, что это история о человеке, столкнувшемся со всеми ужасами войны и самой смертью, о том, что не всем под силу вынести это испытание, ведь война ломает дух человека.
Однажды мне попалась цитата Роджера Эберта из «Чикаго
Я не зря разжевываю все эти моменты, поскольку фильм настолько эмоционален и тяжел, что некоторые сцены и такие вот нюансы не сразу заметны, а это может немного ухудшить само восприятие. Надо отметить и сцену со свадьбой, она тоже очень важна, поскольку там мы видим жизнерадостных людей, еще не сломленных обстоятельствами и безысходностью. Жизнь главных героев делится на три части: до войны во Вьетнаме, война и после Вьетнама.
Относительно самих актеров, то они великолепно передали психологизм своих персонажей, пронесли сквозь фильм всю трагедию судьбы. Я в который раз восхищалась
Майкл Чимино снял превосходную картину, построенную на контрастах. Даже пейзажи здесь играют свою роль, более привычные леса, где охота лишь развлечение, и экзотические джунгли, в которых ты сам оказываешься в клетке, где твоя жизнь зависит от одного выстрела (помните: один — хорошо, два — плохо?). «Охотник на оленей» -история о том, как человек из охотника превращается в жертву себе подобных, а его жизнь наравне с жизнью животного.
Это превосходная, сильная военная драма, заслужившая множество наград и номинаций, по достоинству внесенная в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Я начала ее смотреть только из любви