Огнем и мечом Ogniem i mieczem
На фоне диких грабежей, погромов, грандиозных батальных сцен благородный шляхтич Скшетуский и жестокий казацкий атаман Богун добиваются любви красавицы-полячки
Если честно, то из творений Ежи Гофмана больше всего мне мил «Знахарь», а вообще из польских режиссеров я люблю Кшиштофа Кислевского. Но сегодня не о его киноработах речь, а об «Огнем и мечом». Фильм, наделавший не столько шума вокруг того, хороший он или плохой, сколько об объективности самого режиссера, соответствует ли фильм роману Сенкевича.
Если уж по мне, то давайте историю оставим историкам, хотя, как у гражданки, у меня есть претензии, но лучше обсуждать мастерство актеров, режиссера, оператора
В основу сюжета, как говорилось выше, положен роман Сенкевича, а именно его первая часть. Действие происходит в 1647–1649 годах —
О том, сколько скандалов вызвала эта картина, говорить не будем. Объективность оценивайте тоже сами.
Героями фильма становятся как исторические личности, так и выдуманные персонажи — Скшетуский (Михал Жебровский) и Елена Курцевич (Изабелла Скорупко). Значительная часть событий разворачивается вокруг любви того же Скшетуского к Елене.
Критики довольно неоднозначно отнеслись к актерскому составу и игре. Следует подчеркнуть, что это характерно для фильма в целом. Наибольших похвал удостоились польские актеры, в том числе и Жебровский, которому досталась главная роль. Не хватило в кадре развития характера Збигнева Замаховского в обличии Володыевского, но почетные лавры достались ему уже в другом фильме. А вот прекрасную Елену сочли слишком сжатой и холодной, актрисе не хватило живой мимики.
Отдельного разговора удостоились Домогаров в роли Богуна (а вот то, что он Юрко — историческое несоответствие), Богдан Ступка в роли Хмельницкого и Руслана Писанка, она же ведьма Горпына. Если честно, то представить
Еще в «Огнем и мечом» бесподобны сцены боев. Оператор — большой молодец, поскольку сумел передать и масштабность, не ограничивая себя в крупных планах. Баталии выглядят зрелищно и без голливудского пафоса. Отдельный момент — костюмы. Тут уж тоже есть, за что аплодировать.
Музыка. То, что на фоне происходящего играют народные песни, лишь делает картину объемнее, даже рельефнее. Чувствуется колорит исторического времени.
Ежи Гофман создал великий фильм с прекрасным актерским составом, с красивыми картинами и приятным звучанием. Другое дело, что пускай даже у поляков своя трактовка происходящего в «Огнем и мечом», но все же в некоторых моментах можно было учесть и взгляд на это украинцев. Может, тогда бы было больше объективности, а фильм подчеркивал бы то, что история человечества неоднозначна и у каждого народа свой взгляд на действительность. Но мы имеем то, что имеем.
Как я уже говорила, фильм надо либо воспринимать как искусство, либо начинать копаться в правдоподобности. Или наоборот. Я бы рекомендовала первый вариант, поскольку сюжет интересный, герои тоже. Это хороший европейский исторический фильм без голливудских штампов, безусловно, заслуживающий внимания.