Однажды в Анатолии Bir zamanlar Anadolu'da
Действие картины разворачивается на небольшом полуострове Анатолия, Турция, в наши дни. Несколько сотрудников местной полиции в сопровождении прокурора и врача ведут поиски мёртвого тела некого Яшара, якобы брошенного в здешних степях. Поиски осложняются тем, что подозреваемый Кенан и его умственно отсталый брат, сознавшиеся в убийстве, не помнят точного места, где оставили труп. Не имея ни единой наводки, полицейские машины вынуждены часами колесить по безликой анатолийской степи, где каждый новый участок ландшафта похож на предыдущий. Желая хоть
Глубокой ночью три машины неспешно колесят провинциальными путаными дорогами Турции: в машинах сидят несколько полицейских, землекопы, два преступника и врач. Вместе они ищут место захоронения убитого мужчины. Главный подозреваемый сознался полиции в содеянном и выразил готовность показать место, где зарыт труп. Но на бесконечных, похожих друг на друга извилистых дорогах анатолийских холмов убийцы никак не могут вспомнить точное место, где они оставили труп. Единственные ориентиры, которые предоставляют покаявшиеся, — это близость ручья, «круглого дерева» и вспаханного поля. Изрядно наплутав в пути, все участники ночного действа во время остановок и перекуров изредка разговаривают друг с другом и мы постепенно узнаем истории главных героев.
Истории героев Джейлана кричаще обычны, но именно в эту ночь они станут если не волшебными, то, наверняка, особенными: прокурор,
Самое впечатляющее
Внежанровость картины (
Джейлан, сам того не подозревая, снял кино космических масштабов: ему не понадобилось тратить миллионы на спецэффекты для зарождения планеты под «Lacrimosa» Прейснера. В «Анатолии» вообще не звучит музыка, но она играет в ветре, срывающем листья с деревьев, в подуставших от работы лицах главных героев, во всём том, что мы лицезреем на экране. Каждый кадр ленты — загляденье. Особенность картины в том, что статичные кадры в неё обладают как бы внутренним напряжением, от которого внимание зрителя переводится на внутренне содержание вещей.
«Однажды в Анатолии» тем хорош, что вместо осуждения преступников, герои в итоге «судят» сами себя, сосредотачиваясь на проблемах морального характера. Невероятно глубокая лента, эпичная и камерная, смотрится на одном дыхании и запоминается в деталях, что присуще далеко не каждому прекрасному кино.