66-летний Уоррен Шмидт (Джек Николсон), работавший актуарием в крупной международной страховой компании, выходит на пенсию. Организовав прощальный ужин, Шмидт выслушивает большое количество теплых слов о том, что жизнь его — полная чаша. Шмидт — не только уважаемый работник, но и добрый семьянин, его крепкий брак длится 42 года, вместе с женой Хелен (Джун Сквибб) они вырастили прекрасную дочь Джинни (Хоул Дэвис). И теперь уже пенсионер Уоррен может с чистой совестью уйти на благостный покой.
Уже на следующий день Уоррен Шмидт, лениво переключая каналы, наталкивается на рекламу благотворительной организации «Помощь детям». Согласно рекламе, каждый желающий может стать «названным отцом» (или матерью) африканскому ребенку, для этого достаточно ежемесячно высылать подопечному помощь в размере 22-х долларов. Заинтересовавшись рекламой, Шмидт звонит по указанному номеру. Позднее скучающий пенсионер возвращается к себе в офис и с удивлением понимает, что он теперь там чужой и ненужный человек. Уже дома, просматривая почту, Шмидт находит ответное письмо из организации «Помощь детям» и соглашается помогать 6-летнему Ндуго из Танзании. Начав писать письмо своему новому маленькому другу, пытаясь рассказать мальчугану о себе, Уоррен Шмидт понимает, что позади долгая, но абсолютно никому не нужная жизнь. После внезапной смерти жены Уоррен отправляется в поездку по Америке, желая в дороге найти смысл своей уже фактически прожитой жизни.
После того как Джек Николсон отпраздновал свой 60-летний юбилей и снялся в ленте «Лучше не бывает», казалось, актер взял длительную паузу, вполне очевидную, учитывая возраст. Но спустя пять лет гениальный Николсон по-настоящему вернулся и вернулся не просто так, а с настоящим соло. Фильм «О Шмидте» — бенефис одного актера, настоящий праздник для фанатов таланта Николсона. И все те, кто поспешил списать кинематографического гиганта в запас, вынуждены были признать свою неправоту. Джек в ленте режиссера Александра Пэйна восхитителен и бесподобен. Ему, без сомнения, веришь: оказавшийся на «свалке жизни» пенсионер Шмидт получился реальным, трогательным и очень близким. Лишь только любимая и не менее опытная, чем Николсон, Кэти Бейтс, смогла в лучах игры Джека заявить о себе. Ее Роберта Хертцел хороша, сумасбродна, взбалмошна и эксцентрична. Все остальные актеры, на мой взгляд, в фильме «О Шмидте» исполняли исключительно роль «кушать подано».
Александру Пэйну удалось снять отличное кино. Да, в картине нет абсолютно никакой динамики, повествование течет плавно и монотонно, как жизнь стариков, ведь спешить, как правило, под старость уже некуда. Плюс, фильм длинный (по времени), как сама жизнь Уоррена Шмидта. Лаконично, но пронзительно показана судьба главного героя, который, как оказалось, всю жизнь прожил в одиночестве, несмотря на присутствие рядом родных и близких людей. Чертовски прав Эрих Мария Ремарк, который в каждой своей книге пытался донести краеугольную мысль — человек рождается один и умирает один. Одиночество — неизменный рефрен жизни. Разве существует что то, кроме одиночества? Финальная сцена потрясает до глубины души, а слезы наворачиваются на глаза сами собой. Дьявольски хорошо быть молодым и не ощущать пустоту жизни, которая, как сигнал SOS, пульсирует, а затем постепенно затихает, вместе с самой жизнью. «О Шмидте» — великолепный фильм. Советую всем.