Новый кинотеатр «Парадизо» Nuovo Cinema Paradiso





Знаете, кто самый рьяный фанат кинематографа в ленте «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе? Как ни странно, это деревенский священник. Он приходит каждую неделю в кинотеатр, словно на мессу, чтобы цензурировать новую картину. В то время как зрители смотрят кино, он сидит возле киномеханика с маленьким колокольчиком. Как только он замечает минимальный намек на плотскую сцену или то, что он подразумевает как плотское, — звонит колокольчик, сеанс останавливается, и механик вырезает «срамную» сцену. Так, на полу проекционной кабинки образовывается гора из пленки с удаленными моментами, которые не суждено увидеть никому, по крайней мере в этой деревне.
Действие «Нового кинотеатра «Парадизо» происходит на Сицилии в последние годы перед появлением телевидения. Два главных героя картины — старый Альфредо (Филипп Нуаре), который крутит фильмы для местных жителей, и молодой Сальваторе (Сальваторе Кашо), для которого кабинка киномеханика становится домом. Следуя эмоциональному накалу, Сальваторе с все большим интересом наблюдает за Альфредо, который борется с упрямой машиной, выплескивающей волшебные картинки на экран. Поначалу механик пытается прогнать мальчишку, но со временем смиряется с его присутствием в кабинке и относится к нему, как к собственному ребенку. В свою очередь, Сальваторе относится к старшему, как к отцу, а к фильмам (и в этом вся соль «Парадизо») — как к матери, ведь настоящим родителям на него, мягко говоря, наплевать.
Мне интересно, существовал ли на самом деле
История рассказана в форме воспоминаний известного режиссера Сальваторе ди Вита (Жак Перрен) о старом друге Альфредо и его волшебной кабинке. «Новый кинотеатр «Парадизо» напомнил мне некоторые эпизоды из «Американской ночи» Трюффо, где маленький любитель важнейшего из искусств ворует постер «Гражданина Кейна». Мы понимаем, что магия экрана способна заворожить и унести в иную реальность, что и делает с мальчиком. Ведь он привязан не столько к Альфредо, сколько к фильмам. И рефлексирует он на самом деле не о старом друге, а о том, как кино стало его целью и жизнью.
Мне кажется, что каждому любителю кино этот фильм придется по душе, но есть одна сцена, которая тронула меня особенно. Однажды Альфредо понимает, что он может проектировать изображение через окно своей кабинки, через главную площадь на большую стену. Таким образом, еще больше жителей могут поучаствовать в магическом действии кино, пролетающего над их головами, когда они сидят на стульчиках перед стеной. Для меня это и стало главным посылом картины — какая же ужасная трагедия, что телевизор заменил большой экран, и люди больше не смотрят кино в дружественной компании себе подобных. Хотя можно пожурить и большой экран за то, что он не вырос еще больше, чтобы, в конце концов, стать одного уровня с тем кино, которое он демонстрировал.
«Новый кинотеатр «Парадизо» — один из самых лучших фильмов о кино. Мало где еще вы найдете такую страстную любовь к изобретению братьев Люмьер, пронесенную через годы и различные испытания. Эта история не оставит равнодушным никого, кто сам себя считает почитателем кинематографа в его лучших проявлениях.