Носферату: Призрак ночи Nosferatu: Phantom der Nacht
Молодой клерк Джонатан Харкер (Бруно Ганц), мечтающий выслужиться пред начальством, отправляется в далекую Трансильванию, в мрачный замок Бран, хозяин которого выразил желание приобрести себе дорогой и роскошный особняк
Граф Дракула (Клаус Кински) — хозяин старинного замка — встречает гостя и без малейших промедлений подписывает спланированный Джонатаном договор. Беспечно оставшись ночевать в мрачном Бране, Харкер становится жертвой графа. Хозяин апартаментов под покровительством ночи кусает клерка, наслаждаясь кровью молодого мужчины. На следующий день Дракула и Джонатан отправляются в путь, в родной город Харкера, жители которого еще не подозревают о нависшей над ними опасности.
90 лет назад, за 56 лет до выхода фильма «Носферату: Призрак ночи» мир впервые увидел работу Фридриха Мурнау под названием «Носферату, симфония ужаса», которая и стала прародительницей картины Вернера Херцога. Херцог, создавая ремейк фильма ужасов Мурнау, отталкивался исключительно от оригинала, не обращая внимания на известное классическое произведение Брэма Стокера. Из ирландского романа Херцог взял лишь имя графа — Дракула; напомню, что в фильме Мурнау графа звали Орлок. Пытаясь почти покадрово переснять «Симфонию ужаса», Херцог в итоге создал фактически отдельный, самостоятельный фильм, что убедительно говорит о таланте и оригинальной специфике руки мастера.
Если сравнивать Дракулу Херцога и Орлока Мурнау, скажу, что Орлок вызвал у меня исключительно отвращение и страх своей лютой ненавистью ко всему живому. В Дракуле же видна, хоть и не явно, некая глубочайшая грусть по поводу того, что он давно уже не обычный живой человек. Желание быть живым у Дракулы выражено в тяге к теплому и трепещущему людскому нутру, Дракула пьет кровь людей, словно безумный чревоугодник, утоляющий свою страсть. От этого Дракулу становится совсем немножечко жалко. И главная заслуга в создании столь необычного образа принадлежит Клаусу Кински, который лишь этой своей ролью заслужил долгую славу в памяти зрителя.
На мой взгляд, главная разница в фильмах Мурнау и Херцога состоит в общей атмосфере. Если работа Мурнау призвана была напугать еще не искушенного зрителя, то Херцог посредством определенных художественных приемов решил загипнотизировать публику, что ему, сразу скажу, несомненно, удалось. Уже в первые минуты картины «Носферату: Призрак ночи» режиссер встречает нас видом старого склепа, в котором долгие годы хранятся иссушенные мертвые тела в самых неестественных, отвратительных позах. Камера подолгу задерживается на черепах, останках, пытаясь без промедления погрузить зрителя в атмосферу
Но, конечно же, добро всегда найдет, чем ответить злу. Нет, не победить, ни одна из сторон этой диалектической пары никогда не побеждает, добро и зло всегда находятся в относительном равновесии. И кому, как не женщине восстанавливать это равновесие. Изабель Аджани, исполнившая роль Люси Харкер, заслужила называться истинной героиней фильма и спасительницей от зла.
«Носферату: Призрак ночи» — один из лучших фильмов про графа Дракулу, так же как и картина Мурнау, так же как и великолепный «Дракула» Копполы. Классика вечна.