Ной Noah
Трудно быть Ноем
Библия + Шекспир + «Древо жизни» + «Риддик» + «Проект Х: Ночь без родителей» - все вместе это и есть фильм Даррена Аронофски «Ной». Для режиссера, прославившегося вольнодумными картинами с претензией, это первый настоящий голливудский блокбастер – за сто с лишним миллионов долларов и с обилием CGI графики.
В «Ное» рассказывается общеизвестная история о Всемирном потопе, избранном праведнике и его семье, которым было поручено построить ковчег, собрать в нем всех животных и дать начало новому человечеству. Но кинодраматургия не терпит таких простых сюжетов, потому Аронофски напичкал «Ноя» множеством второстепенных линий, которые скорее заставляют поднять брови, чем разглядеть за легендарными героями живых людей.
Как ни странно, в «Ное» Аронофски не отступает от главной темы в своей фильмографии – индивидуального выбора между добром и злом. Ради этого сценаристы приписали Ною желание покончить со всем человечеством без исключений, чего в Библии не было. По Аронофски, Ной – фанатик, делающий неочевидные выводы о происходящем, что проявляется еще в самом начале фильма, когда будущему создателю ковчега приходит божественное видение.
Бородатый добряк Рассел Кроу в роли Ноя располагает к себе зрителя, но ассоциировать себя с ним трудно. Ной знает что-то больше, он почему-то безгрешен, хоть и убивает людей (плохих и для самозащиты, но все же). Это как в случае «все равны, но кто-то равнее». Подобная иерархия поясняется в самом начале – отсылках к Книге Бытия. Адама и Еву изгнали, у них было три сына, из которых старший убил среднего. Все, кто с колена старшего – подонки и изверги. Все, кто из рода младшего – хорошие люди, но их никого не осталось, кроме Ноя и его семьи. Выходит, есть Ной с близкими и есть озверевшая толпа, которая непонятно как размножается, и выживает, если садизму подвергаются все без исключения.
Аронофски, кстати, знакомит зрителя с бытом всех тех, кого поглотит пучина, и от этой сцены становится не по себе. Это что-то среднее между Ярмаркой плоти из «Искусственного интеллекта» и Арканаром в «Трудно быть Богом». Ужаснейший же проступок людишек, согласно режиссеру, - это мясоедение. Такую идею Аронофски - в жизни вегетарианец и защитник живой природы - поднимает несколько раз за фильм, но слишком нарочито.
Ной, его жена, трое сыновей и приемная дочка (вот и роль для Эммы Уотсон), конечно же, достойнее остального человечества, что, правда, не вызывает к ним особого сострадания. Во-первых, потому что Аронофски переиграл с мелодраматизмом. Во-вторых, герои ведут высокопарные диалоги, как в шекспировских трагедиях, что не придает фильму величественной атмосферы, а еще больше отталкивает зрителя.
Когда пафоса много, он становится смешон. И это главный промах Аронофски. Конкретный пример – Хам – самый проблемный Ноев сын. Его сюжетная линия сводится к тому, что парень отчаянно ищет себе пару, с которой, как благородно говорится в фильме, сможет завести семью после потопа. Но то ли из-за глуповатого лица актера Логана Лермана, то ли из-за излишнего драматизма, трагедия Хама сводится к проблеме: «Господи, я умру девственником!» - как в пошлых молодежных комедиях.
Если драматическая составляющая и режиссура оставляют желать лучшего, то успехом Аронофски является то, что он привнес со знакомой для себя территории арт-кино. Например, шикарные кадры с черными силуэтами героев и экспериментальную вставку об эволюции, которую, наконец-то, кто-то показал не как отрицание старозаветной легенды о создании мира, но ее подтверждение.
Первые две трети фильма Аронофски, как Ной ковчег, строит основу для излюбленной темы выбора между добром и злом. Когда самые яркие экшен-сцены позади, на первый план выходит Ной, одержимый выполнить волю Господа до конца, даже ценой жизни невинных. Но вновь тяжело воспринимать это все серьезно – то и дело возникают ассоциации с кубриковским «Сиянием»: нет-нет да и возьмет Ной сокиру и помчится за родными.
Безусловно, громадный ковчег стоит того, чтобы на него посмотреть. Как и наводнение, и смерть всего грешного человечества. И ангелы из камней (ой, простите за спойлер). «Ной» дает отличное зрелище, но проваливает историю – как, к примеру, все части «Трансформеров». Потому Даррен Аронофски ступил на неведомую ему территорию больших голливудских фильмов, и тут же подскользнулся. В итоге, несколько лаконичных глав из Библии кажутся правдоподобнее, чем два с лишним часа киношного «Ноя».
Библейский эпик «Ной» снят по мотивам истории Ноева ковчега и всемирного потопа. Как известно в далёкие времена произошло жуткое нравственное падение человека. Но был среди людей праведный и непорочный человек по имени Ной, которому Бог велел сделать себе ковчег. Как только он закончил строительство, Бог сказал Ною войти в ковчег с сыновьями и женой, а также с женами сыновей своих и ввести на судно всех животных по паре.
Режиссёр «Ноя» Даррен Аронофски долгие годы лелеял мечту снять грандиозный по размаху и задумке байопик о создателе ковчега. В его фильме главный герой страдает апокалиптическими видениями и в отличие от другого люда принимает все меры по спасению своей семьи от грядущего потопа, поскольку «…усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом». По словам создателя эпичной картины по сюжету Ною придётся столкнуться не только с наводнением, но и со сверхъестественными созданиями.
Выстраданный проект «Ной», поставленный по сценарию самого Аронофски, обошёлся студиям «Paramount» и «New Regency» в 130 миллионов долларов. Роль Ноя исполняет Рассел Кроу, его жены — Дженнифер Коннелли, сына Хама — Логан Лерман, а его возлюбленной Илы — Эмма Уотсон. Кроме того кастинг разнообразили такими громкими именами как Энтони Хопкинс и Рэй Уинстон. Сам Аронофски поделился, что «с самого детства меня очень трогала и вдохновляла история Ноя и путешествия его семьи. Фантазия бессчетного количества поколений породила эту эпическую историю о вере. Хочется надеяться, что мне удастся показать страсть и упорство Ноя на большом экране». Спецэффектами к фильму занималась ILM, львиная доля натурных съёмок прошла в Исландии, а сам ковчег построили в Национальном парке Planting Fields в
Возможно, это сказка будет для взрослых, но в духе притчи. Сейчас любой свежий взгляд, а тем более подход будет интересен, прежде всего своей трактовкой и виденьем (пониманием) данного вопроса. К тому же, всегда любопытно, что на данном этапе хотят народу (зрителям) преподнести и пропагандировать? В этой связи, хочется увидеть, именно свежий взгляд на известные библейские события. Во всём новом, есть революционный шаг вперёд и рождение новых идей.
Будет ли такая надежда в этом проекте, скоро увидим.
Действительно будет интересно, как Аронофски перенесет библейский бред о всемирном потопе - на пленку! Почему бред, видно с первых кадров. К примеру я в трейлере не увидел как в ковчег собираются 30 000 000 видов членистоногих! Я уже не говорю о том, что эти самые членистоногие появились 555 000 000 лет назад. Тогда как по Библии - Земле и всему сущему - 6900 лет, если считать от первых предков Адама и Евы и далее их родственников (которые, возьмем условно, жили по 100 лет), всего родственников 69 (Авель, Каин... и так далее), получаем 6900 лет! Дальше, возникает вопрос, чем Ной кормил хищников, которые кроме мяса ничего не едят. Где брал свежую траву, для травоядных. И наконец, как Ной спас, к примеру - пингвина, который умрет при +30, и как пингвин, белый медведь или морж добрался в Израиль, пройдя десятки тысяч километров, маленькими шажками ( в случае с моржом - проползти на пузе)))
Для начала, хорошо будет просто для себя, разобраться существует ли Творец, или все живущие родственники обезьян, затем можно исследовать Писание... кстати, судя по трейлеру, много несоответствия самому распространенному не земле тексту...