Неукротимый Frantic
Роман Полански — весьма разношерстный режиссер, причем, что важно, талантливый. Можно вспомнить шедевры «Ребенок Розмари» или «Китайский квартал». Кстати, оба фильма как раз и демонстрируют его разносторонность. Однако единой темой, которая связывает большинство работ Полански, является Безысходность. Все его персонажи загнаны обстоятельствами в тупик, из которого порой выбраться невозможно. Фильм «Неукротимый» — не исключение.
Главный герой (в блестящем исполнении Х. Форда) — врач, прибывший с супругой в Париж на медицинскую конференцию. Буквально сразу после заселения в отель его благоверная исчезает, а доктор, не сумев найти должный отклик у местной полиции, бросается на самостоятельные поиски. В ходе этих приключений (а вернее даже злоключений) выясняется, что похищение жены дело рук то ли некой бандитской группировки, то ли спецслужб. Таким образом, тихий хирург вынужден бороться против сил, которые по степени опасности превосходят его в сотни раз. Правда, борется он не один: ему помогает замешанная во всей этой «каше» проститутка (ее сыграла будущая супруга непосредственно Полански — Э. Сенье).
«Неукротимый» воспринимается весьма противоречиво, оставляя легкий шлейф внутреннего недоразумения. Казалось бы, все предпосылки для создания шедевра в духе того же «Китайского квартала» есть: интригующий сюжет, жанровая параллель с работами А. Хичкока. Однако Роман Полански явно не реализовал все свои возможности. Мне кажется, «половинчатость» фильма связана со сценарием. За его написание отвечал непосредственно Полански, однако известно, что в работу над фильмом всячески вмешивались продюсеры картины. В результате режиссер вынужден был даже полностью переработать и снять заново финал. Поэтому на выходе мы имеем весьма скомканную кульминацию, которая смотрится очень надуманно и неорганично на фоне достаточно ровной завязки и основной сюжетной линии.
Как режиссер Полански сработал вполне достойно. Если «Квартал» стилизован под «нуаровские» картины (вспоминается, например, «Двойная страховка»), то здесь мы имеем стилизацию под хичкоковские фильмы (например, классический «На север через
Харрисон Форд справился с ролью превосходно. Это один из тех фильмов, где он действительно раскрывается как актер. В будущем похожую роль он исполнит в «Беглеце». На фоне харизматика Форда Сенье смотрится хуже. Да, с внешностью девушке повезло (камера ее явно любит), однако игра далека от совершенства. В результате актерский дуэт, на котором, по сути, должен держаться фильм, получился слабым.
Двойственное впечатление оставляет и операторская работа. Мне кажется, что Витольд Собочиньский весьма посредственно справился с задачей. Кадры получились «невкусными», хотя было где развернуться: тема безысходности; прекрасный, но столь неприветливый Париж… Единственное, с чем Собочиньский справился, — это с атмосферой клаустрофобии. Пространство в фильме как будто сжато до максимума.
В общем, фильм «Неукротимый» смотреть можно, только полноценного удовольствия не ждите. Мои разочарованные 7 баллов, поскольку ожидал большего.