Моя русалка, моя Лореляй
«Моя Русалка, моя Лореляй» - мелодрама совместного украинско-российского производства, снятая грузинкой Наной Джорджадзе. Ее дебютный полный метр «Робинзонада» был отмечен «Золотой камерой» Каннского кинофестиваля. Сергей Лозница называет Джорджадзе своим учителем. Премьера ее десятой киноработы «Моя Русалка, моя Лореляй» состоялась на Одесском кинофестивале.
Действие этого фильма разворачивается в причерноморском городке в 80-е годы. Здесь живут 14-летний Федор и 18-летняя Нюрка – наивный мальчишка и девушка с не самой чистой репутацией. Они переживают первую любовь, представляя друг друга героями романа «Анжелика и король». Герои мечтают и сталкиваются с непониманием окружающих.
«Моя Русалка, моя Лореляй» - это кино о том, что у любви нет возраста, а настоящее чувство всегда пробуждает в человеке отвагу, взрослого превращая в «ребенка», а юное создание заставляя взрослеть сердцем. Влюбленных подростков в картине сыграли Екатерина Молчанова и Евгений Рыба, одна из второстепенных ролей отведена знаменитому рокеру Олеге Скрипке.
Любовь и солнце в каждом кадре
«Кто такая Лореляй? И причем она тут?» — задавала я себе вопросы на протяжении сеанса, что немного отвлекало от самого восприятия фильма. Поэтому объясню сразу: изначально Лореляй (или Лорелей) — это скала на восточном берегу Рейна. Заинтригованный звучным именем скалы, поэт Клеменс Брентано в 1801 году сочинил балладу «На Рейне в Бахарахе». Лорелей у Брентано — не просто колдунья, русалка, равнодушно губящая людей прекрасным пением, — это несчастная женщина, тяготящаяся своим роковым волшебством. Лорелей пленяет каждого, кто приблизится к ней, но эти «победы» ей не нужны, потому что возлюбленный покинул ее. Она сама является на суд к епископу и просит сжечь ее на костре, но очарованный ею священник приговаривает Лорелей лишь к заточению в монастыре. По дороге к монастырю Лорелей убегает от сопровождающих ее рыцарей и «взлетает» на неприступный утес. Ей кажется, что
Мотив роковой несчастной любви есть и в фильме Наны Джорджадзе. Главные герои — восемнадцатилетняя проститутка Нюрка, которая непосредственно и задорно «обрабатывает» одного клиента за другим, как на конвеере, и четырнадцатилетний школьник Федя, который сначала хочет машину, которую выиграла Нюрка в лотерее, а потом влюбляется в хозяйку машины. Но если для Феди это действительно первая настоящая любовь,
Главные роли исполнили Катерина Молчанова и юный Евгений Рыба. С помощью талантливого режиссера им удалось создать один из самых блестящих дуэтов в украинском кино — без наигранности, фальши: только живые чувства и пронзительные взгляды. Неожиданно, но очень интересно было увидеть Олега Скрипку в роли советского миллиционера.
Операторская работа Михаила Квирикадзе тоже на высшем уровне. Очень порадовал яркий, насыщенный колорит фильма, присутствие солнца и воздуха почти в каждом кадре. Кстати, оператор — сын режиссера, Наны Джорджадзе.
Впечатлило и музыкальное сопровождение, которое вводится в фильм интересным режиссерским приемом: музыканты, грузинский дует Asea Sool, присутствуют в реальности фильма. Таким образом режиссеру удалось гармонично совместить советскую визуальную стилистику фильма и современную экспериментальную музыку.
«Моя русалка, моя Лореляй» — хороший пример
Уход в искреннюю любовь
Где заканчивается секс и начинается любовь? Об этом рассказывает новый фильм Наны Джорджадзе «Моя русалка, моя Лореляй». Рассказывает несовременно. Не исчерпывающе. Не интересно. Но очень искренне. Лента вызывает смешанные чувства. Зная этого режиссёра как лауреата Каннского кинофестиваля, номинанта на «Оскар» и, без преувеличения, одного из ярчайших (во всех смыслах) кинематографиста постсоветского пространства, её новое творение заведомо вызывает уверенность, что «Лореляй» стоит внимания. Однако уже минуте на
Фильм перегружен колоритными персонажами. Эффектными сценами. Экстравагантными героями. Но в отличие от картин, скажем, Кустурицы, которым так же все это свойственно, здесь яркие штрихи лишь отвлекают от главного сюжета.
И без того разваливающийся на куски сюжет усугубляет свою раздробленность ещё и частыми отступлениями от главной истории. Время от времени основное действие ленты прерывается и зритель переносится в студию, где записывается музыка к этому фильму. Где режиссёр с бодуна и непонятная молодая группа беспрерывно играют как хорошо отрепетированные свои песни, так и спонтанные импровизации. Одни их мелодии прекрасно вливаются в повествование. Другие — лишь отвлекают своим неуместным звучанием.
Приятно удивил Олег Скрипка, сыгравший здесь колоритного милиционера. Обычно ему поручают музыкальные кинороли, где главное — хорошо спеть. Здесь же ему пришлось проявить, прежде всего, свои драматические способности. Так что если ранее Скрипку называли «киноактёром» как бы авансом, то теперь он уверенно утвердился в этом звании.
Едва ли не главное достоинство ленты — исполнительница главной роли Катерина Молчанова. Портовая проститутка в её исполнении рассказывает о чувственной любви, пожалуй, убедительнее, чем благородная шекспировская Джульетта. Как и во многих других картинах Джорджадзе, главная героиня здесь —
Эта картина напоминает зрителю, пресытившемуся современной экранной откровенностью, о юношеской искренней любви. Ведь один поцелуй в таком случае значит больше, чем месяцы случайного секса. В то время как популярное кино массирует идею «сексом дружбу не испортишь», эта лента акцентирует внимание на таких малопопулярных нынче качествах, как застенчивость и подростковая загадочность чувств. Что ж, добро пожаловать в советские
Очень необычный фильм для украинского производства. Даже несмотря на драматичность, фильм оставляет после себя светлое послевкусие, легкость в душе и даже что-то похожее на счастье...