Мост шпионов Міст шпигунів (Bridge of Spies)
Поклонники фильмов режиссёра Стивена Спилберга на этот раз могут порадоваться его новому историческому триллеру «Шпионский мост», снятому по сценарию Мэтта Чармана, а также братьев Коэнов. Картина основана на реальных событиях и задействованы в ней такие звёзды Голливуда, как Том Хэнкс, Эми Райан, Марк Райлэнс и Алан Алда.
События разворачиваются во времена Холодной войны между двумя супердержавами – СССР и США. Негативная пропаганда с обеих сторон, железный занавес, бесконечная и бессмысленная гонка вооружений, на которую идут колоссальные денежные средства. Американо-советский конфликт, как воронка, затягивает и другие страны, поэтому кажется, достаточно поднести одну спичку к пороховой бочке, и взорвётся весь мир. Такой «спичкой» едва не становится случай с американским лётчиком, самолёт-разведчик которого был сбит под Свердловском.
В напряжённой обстановке активизированы силы советской и американской разведок. Причём американцы в этом направлении явно преуспели, создав ультрасовременные разведовательные летательные аппараты. Советское командование тщательно оберегает границы, поэтому, когда родары фиксируют в небе чужой военный объект, даётся немедленный приказ его уничтожить. Самолёт сбит. Но лётчику посчастливилось выжить. Американского пилота ждёт плен, суд, а сам факт вторжения в советское пространство грозит едва ли не ядерной войной. Чтобы уладить и разрядить обстановку, США отправляет в Советский Союз уникального специалиста своего дела, адвоката Джеймса Донована, который за время своей карьеры не проиграл практически ни одного дела. Наделённый природной дипломатией, Джеймс умеет выпутываться из самых сложных ситуаций. И хотя ему никогда не приходилось решать конфликты международного масштаба, весь мир сейчас с замиранием следит за результатами этой миссии.
Меж двух огней
Стивен Спилберг возвращается к военной тематике, которой серьезно пронизана его впечатляющая кинокарьера. Новая работа – «Шпионский мост», который в украинский прокат вышел под названием «Мост шпионов». Нельзя обойти стороной тот факт, что к сценарию приложили руки братья Коэн, которые действительно знают свое дело. Преимуществом можно считать и тот факт, что в основе картины – реальные события и реальные люди.
История разворачивается во времена «холодной войны», когда она становилась всё жарче и жарче. В центре сюжета – адвокат из Бруклина Джеймс Донован (Том Хэнкс), которому поручают нестандартное дело. Очень нестандартное дело, если точнее, которое делает его знаменитым на всю страну. Только вот пристальное внимание нельзя назвать положительным – он становится защитником советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс), что автоматически делает мужчину изгоем в обществе. Джеймс и представить не мог, к чему это в итоге приведет, а также где ему придется оказаться, чтобы отстаивать интересы США.
Фильм с подобной завязкой вполне мог стать типичным представителем шпионского кино, так как для этого хватало и действующих лиц, способных на такое, да и «холодная война» между США и СССР являлась плодотворной почвой. Куда повернули создатели? Нет, не в сторону «Бонда» или более серьезного подобия «Агентов А.Н.К.Л.», поскольку всё внимание в итоге было сконцентрировано на одном человеке – Джеймсе Доноване. И персонаж действительно заслуживает того, чтобы история от начала до конца строилось вокруг него. Вернее, Донован оказывался там, где происходили действительно знаменательные события, а когда было подходящее время – вершил эти события сам.
До просмотра фильма было принято решение не открывать статьи о главном герое, чтобы не все события стали ожидаемыми, но на деле всё легко предсказывалось. Порой даже слишком легко. Ближе к завершению «Моста шпионов» об этом думаешь всё меньше, так как истории все-таки удается ощутимо увлечь зрителя, подготавливая того к финалу (давали о себе знать привлекательные нотки триллера). Впрочем, особых предпосылок для ожидания лихо закрученного также не было, поэтому такое развитие событий сложно назвать разочарованием, фильм-то «берёт» другим. Ты действительно сидишь и ждешь, когда же появится он – шпионский мост, который зовётся Глинике.
Приходится отмечать слишком неспешное развитие событий в первой половине – она была скорее немного утомляющей, нежели увлекающей, хотя там нашлось место и для пламенных речей в суде (как утверждается, слова были не выдуманы, а взяты из реального судебного процесса, который проходил десятки лет назад), и для подготовки к самым важным сюжетным поворотам. И все-таки они были. Рудольф Абель и суд над ним – затравка, так как основные события разворачиваются в Берлине, который вместе с остальной Германией всё сильнее разрывался на две части – ФРГ и ГДР. Несмотря на приличный хронометраж, создателям не удалось раскрыть двух других важных персонажей, большую часть времени остававшихся за кадром – среди них американский летчик Фрэнсис Пауэрс, самолет-разведчик которого сбили над СССР.
Удалось ли Тому Хэнксу раскрыть своего персонажа? Более чем. Джеймс Донован в его исполнении – по-настоящему живой человек, которому сопереживаешь на всем его нелегком пути. Он выбрал этот путь самостоятельно, о чем потом вспоминаешь на закрывающих титрах. Сценаристы весьма удачно давали персонажу Тома проявлять себя, в нужные моменты добавляя то всплески эмоций, то разочарования и задумчивости, а то и вовсе подготавливая отличный плацдарм для разрядки обстановки в виде шуток (пальму первенства с ним делит герой приятно удивившего Марка Райлэнса). Удачно влились в актерский состав Себастьян Кох и Михаил Горевой, причем последнему по сюжету досталась отнюдь не рядовая роль.
«Список Шиндлера» Спилберга давал прочувствовать войну и силу человека, которому по силам изменить любое положение дел. «Мост шпионов», по сути, строится на том же, только дух войны здесь предстает в несколько ином виде – не таком кошмарном, но всё таком же пугающем. Войной в Берлине пропитано буквально всё – от остовов зданий до бесконечных воронок, от тянущейся километрами колючей проволоки до автоматчиков, находящихся буквально повсюду. Жизнь каждого, кто волею судеб оказался в Берлине тех лет, могла оборваться в любую минуту. Однако создатели не стали углубляться в военную и послевоенную тематику (все-таки Вторая мировая осталась позади), сумев передать атмосферу за счет успешного подчеркивания самого важного. Это могли быть как отдельные кадры, так и небольшие сцены – одинаково беспроигрышные и метко бьющие в цель. С точно расставленными акцентами фильм и раскрывается ближе к финалу, нивелируя неоднозначное послевкусие первой половины.
«Мост шпионов» - самая удачная режиссерская работа Спилберга со времён «Мюнхена», причем обе картины имеют очень схожую атмосферу. Увы, этого всё равно недостаточно, чтобы новая лента стала в один ряд с лучшими работами Стивена.
Фильм просмотрен на пресс-показе в «Cinema Citi», ТРЦ «Ocean Plaza».
Оценка фильма - 8/10