Молодая кровь Молода кров (La tête haute)
Драма «С высоко поднятой головой» – фильм-открытие 68-го Каннского кинофестиваля. В режиссерском кресле – Эмманюэль Берко, неоднократно приезжавшая в Канны до визита со своей новой лентой (француженка имеет три награды – за молодежные работы и короткометражку «Каникулы»). Главные роли сыграли Катрин Денёв, Род Парадо, Бенуа Мажимель и Сара Форестье.
Одно неверное решение способно поставить крест на многом. Особенно если ты еще несовершеннолетний, но уже получивший «клеймо» из-за серьезной ошибки. Но все резко усугубляется в тот момент, когда за одним неверным решением следует другое, что в итоге превращается в непритязательную цепочку из плохих поступков, интересующих правоохранительные органы. Мэлони – один из таких парней. Взросление становится для него сущим кошмаром, что самым прямым образом влияет на его поведение. Поведение, уводящее подростка не туда…
Однако Мэлони не остается один на один со своими проблемами. Судья Флоренс Блак, занимающаяся делами несовершеннолетних, и социальный работник предпринимают попытки изменить парня, что во время переходного возраста – подобно подвигу. Изменить, чтобы он шел по жизни с высоко поднятой головой, в которой больше не найдется места мыслям об очередном преступлении. Но если Мэлони не вернется на правильную дорогу, это будет означать только одно: общество пополнится еще одной потерянной душой без настоящего и будущего.
Французский ювенальный гуманизм
«Да здравствует французский суд! Самый гуманный суд в мире!» - словно слышится в финальных титрах ленты «Молодая кровь». Картина с гордостью рассказывает о достоинствах французской воспитательной системы. Словно списанные с икон преподаватели, судьи и кураторы терпеливо исправляют проблемных подростков, чтобы выковать из них полноценных членов общества.
Социальные работники в фильме на первый взгляд мало чем отличаются от героев агиографий. Кажется даже, что создатели ленты умышленно приукрасили этих персонажей, чтобы отдать дань уважения всем тем, кто самоотверженно делает все, чтобы дать последний шанс даже законченным правонарушителям.
Скупая слеза воспитателя, который настолько занят «приручением» проблемного главного героя, что не смог навести порядок в своей личной жизни. Или минутный страх в глазах беременной женщины-директора интерната для юных правонарушителей, которую ударили в живот. Её привыкаешь видеть строгим и решительным начальником, от одного взгляда которого замолкают молодые преступники. Но в данной ситуации она ранимая женщина, которая едва ли не потеряла ребёнка. Еще один показательный момент - сокрушения немолодой учительницы, дочь которой сблизилась с юным сорвиголовой. Все эти сцены показаны деликатно, без пафосного заострения внимания. Оттого-то и впечатляют сильнее, чем, наверное, любая ода профессии учителя.
Словно под увеличительным стеклом зритель разглядывает трудного подростка Малони. Его отношения с матерью, в юности поступавшей столь же бездумно и глупо. Его отчаянные попытки найти общий язык с преподавателями. Перелом в душе парня, когда «девушка на вечер» превращается для него в нечто намного большее. Портрет Малони в «Молодой крови» настолько многогранен, что многие зрители смогут узнать в нём других проблемных подростков.
Странного (мягко говоря) Малони на экране воплотил талантливый молодой актёр Род Парадо. В его карьере это первая большая роль. То, как он её исполнил, заслуживает всяческих похвал. Факт, что этого персонажа сыграл дебютант, а не какой-нибудь уже известный актёр, лишний раз доказывает, что создатели картины подстраивали не роль под актёра, а наоборот. При этом «коэффициент звёздности» в титрах с лихвой компенсирует Катрин Денёв. Одна из самых титулованных актрис мира уже не воспринимается без статуса живой легенды экрана.
Если бы «Молодая кровь» была снята в любой другой стране – это был бы рядовой социальный фильм о подростках. Но во Франции он автоматически превращается в инструмент, формирующий общество. Многие выдающиеся французские ленты рассказывают о молодых людях, заблудившихся в большом взрослом мире. 12-тилетний дебошир Антуан из «400 ударов» стал прообразом самостоятельного поколения 50-х — начала 60-х. Пёстрая группа подростков из школы на окраине Парижа в ленте «Класс» (2008) была настоящим символом толерантности и терпимости. А маленький белобрысый преступник из «Мальчика с велосипедом» (2011) показал, что детская невинность может таить ещё большую опасность, нежели злонамеренность преступника.
Все упомянутые и многие другие ленты показывают молодых людей, которым трудно приспособиться к этому взрослому миру, который мы привыкли принимать как данность. На первый взгляд, такие подростки кажутся аутсайдерами, маргиналами, бунтарями или просто изгоями. Но лишь пройдя путь подобных Малони, усвоив уроки «400 ударов» и «Мальчика с велосипедом», и становишься полноценным членом общества. Все эти фильмы при более внимательном рассмотрении не акцентируют внимание на бунтующем меньшинстве, а укрепляют стабильность спокойного большинства. Так что, да здравствует французское кино – самое гуманное кино в мире!