Месть Hævnen
Проработав долгое время врачом в африканском лагере для беженцев, Антону пришлось своими глазами увидеть столько зла и ненависти, сколько он и врагу бы не пожелал. Эти тёмные времена теперь позади, и сейчас Антон живёт в Дании со своей семьёй. Однако полученный в Африке опыт не прошел для него бесследно, превратившись в жизненное кредо — никогда не причинять зло другим и не отвечать насилием на насилие. Даже когда Антон подвергается нападению и его сильно избивают, он всё равно остаётся верен своим принципам и не пытается ударить в ответ. К сожалению, об этом становится известно его
Односложное название фильма «Месть» сразу настраивает на то, что в ленте будет раскрываться сама природа этой полуфилософской полунравственной категории. Поэтому ещё до начала просмотра настраиваешься на то, что если речь заходит о нравственности, не обойдётся без поучительного элемента. Ну, а тот, кого собственно и будут поучать в этой истории, появляется в самых первых кадрах — знакомьтесь мальчик 11–12 лет Кристиан.
Актёр, сыгравший этого персонажа, наделил Кристиана красивыми чертами лица, и при этом
Мальчик приезжает вместе с отцом в новый город, где ему предстоит провести ближайшие пару лет. В школе он знакомится с Элиасом, над которым все в классе издеваются. Однако если сам Элиас смирился с насмешками над собой, то Кристиан не привык так считать, и при первом же подходящем случае избивает обидчика своего друга. Кроме того, что этот эпизод навёл переполох в школе, он ещё и утверждает мальчика в правиле «око за око, зуб за зуб». Правда, когда вскоре мальчик вновь стыкается с обидой, ему очень непросто будет понять другую истину, и в ответ на пощёчину научиться подставлять вторую щеку.
Сюжет фильма «Месть» строится между персонажами старшего и младшего возраста. Подрастающие герои — Кристиан и его друг Элиас открывают для себя истину, что необходимо уметь прощать. В то же время герои постарше — их родители, — сталкиваясь с той же проблемой уже в зрелом возрасте, выглядят в фильме не менее беспомощными, чем их дети. За счёт такого разделения режиссёр ленты Сюзанна Бир показывает, что умение прощать даётся непросто не зависимо от возраста.
И если дети не научатся прощаться, пока не обожгутся на своей же мести, то взрослые герои не доходят до крайностей. Конфликт взрослых персонажей строится вокруг того, как мать Элиаса ищет способ простить своего мужа Антона за измену. В фильме показывается, что источником милосердия для героев в этом случае является природа. Гармония во внешнем мире вносит равновесие в их внутренний мир.
В связи с этим фильм очень красиво снят и по ходу повествования в нём проскакивает множество статичных картин природы. Всеми этими прелестями фильм наполнился благодаря усилиям оператора Мортена Сёборга, практически неизвестного в Украине (как впрочем и сам режиссёр), однако имеющего за плечами порядка сорока фильмов.
Сценаристы фильма свели все конфликты между детьми в фильме к
Дополнительное достоинство этой ленты — актёрский состав. Ульрих Томсен, сыгравший роль отца Кристиана, появлялся в фильмах практически всех знаковых режиссёров Скандинавии. То же самое можно сказать и о Микаэле Персбрандте, а также актрисе Трине Дюрхольм, которые замечательно сыграли родителей Элиаса. Актёры играли очень концентрированно, так что эмоциональное напряжение персонажей подчас зашкаливает.
Фильм «Месть» получил оскар и Золотой глобус в 2011 г. в номинации лучший иностранный фильм. Предпочтения американских критиков были удовлетворены в этом фильме прежде всего за счёт того, что характерный Скандинавским фильмам психологизм в этой ленте,
И если в Западном полушарии фильм восприняли более чем радушно, то старушка Европа — весьма сдержанно. Многие европейские критики расценивали как недостаток то, что лента слишком поверхностно показывает драматургию и переживания персонажей, ну, а концовку, которая сводится к пресловутому «ребята, давайте жить дружно» объявили надуманной.
Однако Сюзанна Бир — это не Ингмар Бергман и тем более, не Ларс фон Триер, поэтому подобную критику можно назвать скорее капризом, чем действительно объективным мнением.