Меланхолия Melancholia
Это должен был стать самый счастливый день в их жизни, но он обернулся настоящей трагедией. В день свадьбы Джастин и Майкла они замечают на небе таинственную красную звезду, которая оказывается планетой «Меланхолия», стремительно приближающейся к Земле. И чем ближе становится эта планета, тем сильнее герои погружаются в пучину психических и психологических проблем и конфликтов друг с другом.
Как и в предыдущей своей картине «Антихрист», Ларс фон Триер строит «Меланхолию» на экзистенциальных формулах, погружая своих героев как подопытных существ, в предельную ситуацию. Однако если в прошлом фильме действие было камерным, сосредотачиваясь на драме отдельной семьи, то на этот раз масштаб катастрофы выходит за рамки целой планеты.
Символы фильма, несмотря на своё обилие, очень плотно вплетённых в реальность того мира, который выстраивает Триер. Так, например, празднование свадьбы, с которого и начинается «Меланхолия», становится своеобразным символом жизни.
Действие разворачивается между двумя сёстрами Жюстин и Клэр, которые стали как бы двумя полюсами одной трагедии. Первая, в необычайном исполнении Кирстен Данст, — словно лишняя в этом мире, в свою очередь её антипод Клэр всегда старается сохранять благоразумие.
Отличия сестёр, начиная от цвета волос и оканчивая тем, как они встречают конец света, подчёркиваются в фильме ежечасно. В то время как Клэр во время свадебной церемонии следит за расписанием и дрожит за каждую потерянную минуту, стараясь, чтобы всё шло по плану, Жюстин словно нарочно пытается сорвать праздник. При этом деликатность режиссуры подсказывает зрителю, что действия каждой из героинь не столько осознанны и продуманы, сколько заложены как бы в их природе. Рациональность Клэр — это столько воспитание и чувство приличия, сколько мировоззрение, ровно и как произвол Жюстины — не бунтарство и не намеренное желание пойти против всех, а как бы зов природы.
Если Жюстина пытается освободиться от окружающего мира (не к этому ли подталкивает человека чувство меланхолии), то Клэр всеми силами старается сохранить порядок. И если первая встречает конец света в полнейшем смирении, то вторая даже не может представить, что делать. Паническое состояние Клэр красноречиво показывает её попытка «убежать» от конца света на автомобиле для игры в гольф, который напоминает угрушечную машинку.
В каждом своей ленте Триер предлагает зрителю новую трактовку пространства. Так, в «Рассекая волны» состояние главной героини выплескивалось в бескрайние северные пейзажи, в «Догвилле» мирок американского городка был до того прозрачен, что оставлял всех своих жителей в полнейшей слепоте.
Фильм «Меланхолия» — это и пространство космоса, как небесного порядка, и пространство планеты Земля, уязвимость которой чувствуется в роковой для неё момент — перед самым концом света, когда её бросает то в жар, то в холод, как человека в предсмертной горячке.
Однако не менее насыщенно и пространство между людьми. Не зря в фильме уделяется столько внимания роскошным полям для гольфа. Как признался сам режиссёр, он «украл» этот образ в «Ночи» Антониони.
Режиссёр продолжает прямо с экрана задавать вопросы, но ещё до того, как зритель успевает задуматься, Триер уже спешит убедить его в безнадёжности всяких попыток найти ответ. Пустота, которая ежеминутно нагнетается в ленте, и становится единственным внятным ответом на вопрос о том, что такое меланхолия и что такое конец света. Удивительным образом режиссёр ставит зрителя в тупик при попытке последнего хоть
Выходя из зала, чувствуешь себя лишённым способности говорить. Поток образов, который обрушивается на зрителя, не вмещается в слова, при этом, однако, предельно точно объясняя сложнейшие вопросы существования исключительно за счёт визуальных образов.
Некоторые поклонники творчества Ларса фон Триера остались недовольны его последним творением. Однако некоторые, самые усидчивые из них, усмотрели в этой ленте попытку «великого провокатора Триера» быть неугодным не только всезнающей гильдии циничных кинокритиков, но и им самим. Что ж, смелости режиссёра в таком случае остаётся лишь позавидовать — его желание «быть неугодным» всем и каждому вплоть до своих единомышленников в очередной раз поражает.
Написано под оперу Вагнера «Тристан и Изольда»
Картина «Меланхолия» соединяет крупномасштабные холливудские эффекты с камерной мелодрамой, в центре которой предощущение трагедии женщины. Правда эффекты и технический размах ленты впечатляют больше, чем драматическая линия главной героини.
Виртуозная с технической стороны съёмка грациозного движения планет под музыку Вагнера, с первых минут фильма вводит зрителя в
Сюжет картины «Меланхолия» рассказывает о свадьбе Жюстин (Кирстен Данст) и Майкла (Александр Скарсгард), который является сыном ее начальника. Лимузин Жюстин и Майкла застревает по пути на прием, так что старшая сестра Клэр (Шарлотта Генсбур) и ее муж Джон (Кифер Сазерленд) крайне недовольны. График нарушен, что вызывает негодования организатора (Удо Кир). Мать Жюстин (Шарлотта Рэмплинг) постоянно ругается с бывшим мужем. В одной из таких сцен она заявляет: «Я не верю в брак, — безапелляционно заявляет мать. — Так что радуйся, пока он длится». Правда, этот брак и не продлится долго, ведь совсем скоро наступит конец света.
Кирстен Данст сыграла в ленте «Меланхолия» не достаточно убедительно, отчего в целом фильм не назовёшь однозначным шедевром. На премьере фильма актриса пыталась рассказать, как тонко Триер понимает женскую психологию, но её неожиданно перебила Шарлотта Генсбур (исполнительница главной роли в его предыдущем фильме «Антихрист») и сказала, что в каждом фильме герои играют самого Ларса фон Триера, а не
«Я снял фильм о состоянии души…» — отметил режиссёр в одном из своих последних интервью -«…истинные ценности влекут за собой страдания. Мы привыкли так думать. В общем и целом мы склонны рассматривать меланхолию как нечто истинное. Все мои любимые произведения искусства тяготеют к меланхолии. Так что она сама по себе ценность. Несчастная любовь гораздо романтичнее счастливой, например».
И несмотря на апокалиптический мотив картины, один критик написал: «Триер сделал фильм о конце света, но когда я вышел из кинозала и пошел по городу, я чувствовал себя легким, помолодевшим и абсолютно счастливым».