Экранизация одноименного романа авторства Максима Горького (ставшая к тому же первым случаем адаптации «Матери» для киноэкрана) по сценарию драматурга и теоретика кинематографа Натана Зархи. Кинофильм «Мать» — это одно из крупнейших достижений советского кинематографа 1920-х, и один из трех общепризнанных шедевров выдающегося режиссера Всеволода Пудовкина. Сюжет картины начинает разворачиваться со ссоры в семействе Власовых. Здесь уже проявляется базовый конфликт между главой семьи, пьяницей и черносотенцем, и его сыном Петром Власовым — ярым революционером. Поскольку Петр активно поддерживает революционную пропаганду, он вынужден держать у себя дома листовки — и однажды его мать выдает их местонахождение властям, надеясь на то, что это поможет самому Петру избежать расправы. Однако все оборачивается куда худшим образом: Петра немедленно привлекают под следствие, и мать, возмущенная неправомерными действиями полиции, с радостью становится революционеркой следом за сыном. Петр, попавший в тюрьму, немедленно начинает планировать побег, который, согласно его плану, должен произойти в день первомайской демонстрации. Сбежав и влившись в митингующую толпу, Петр встретит там собственную мать.