Марина Абрамович: в присутствии художника Marina Abramovic: The Artist Is Present
Лента для тех, кто ценит современное искусство и любит «покопаться» в судьбе художника, побольше узнать о его творческой природе, мировоззрении и стать свидетелем создания настоящего произведения искусства.
Лейтмотивом всей картины «Марина Абрамович: В присутствии художника» стала подготовка к одному из наиболее ярких проектов «бабушки перфоманса», который назывался «Присутствие художника». Смысл этого проекта заключается в том, что сама Марина сидела на стуле перед пустым столом и напротив неё стоял свободный стул, на который мог сесть любой желающий. Таким образом Абрамович заставила ценителей искусства посмотреть на искусство другими глазами.
В то время как любители изобразительного искусства пытаются высмотреть буквально в каждом произведении личность самого художника: в цветовой палитре — его характер, в сюжетах — его интересы, а в качестве рисунка — его образование. Всё это, оказавшись перед картиной, зритель узнаёт как бы заочно. В свою очередь Марина Абрамович решила стереть границы между самим художником и его работами, создав произведение искусства из самой себя.
Поэтому она и решила провести этот перфоманс, просидев в течение трёх месяцев с утра до вечера в музее современного искусства в
В общей сложности Марине пришлось «присутствовать» 736,5 часов. За это время она перевидала множество людей, которые садились на свободный стул перед ней.
По мере подготовки к этому перфомансу Марине пришлось проанализировать всё своё предыдущее творчество, вспомнить свою жизнь поэтапно с самого детства и до сегодняшнего длня, свидетелем чего и становится зритель этой документалки.
При этом банальная параллель «художник и время», которую часто используют в подобных фильма здесь напрочь отсутствует. Перформансы Абрамович хоть и имели зачастую политический контекст, однако не ограничивались лишь актуальными проблемами. Как объясняет сама Марина в этой ленте, её больше интересует сам человек и его внутренний мир.
Главное в работах Марины — способность использовать живые человеческие эмоции и тело, точно также, как живописцы используют краски, а скульпторы — глину.
Местами эта лента напоминает типичные фильмы, которые снимаются в рамках пиаркампаний — уж очень гладенько показывается жизнь и личность самой Марины Абрамович. Её образ жизни, её творчество и стиль работы не поддаётся критике ни в одном из эпизодов. Поэтому чрезмерная идеализация образа этой художницы местами просто раздражает.
Ближе к концу, когда авторы ленты чересчур увлёкшись документацией того, как организовывалась и проходила экспозиция художницы, большинству зрителей
Лента «Марина Абрамович: В присутствии художника» получила приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм на Берлинале в 2012 году, а также участвовала в конкурсной программе Санденса. Но попадание на столь авторитетные кинофорумы объясняется не столько качеством и новаторством самой картины, сколько личностью самой Марины Абрамович, о которой она рассказывает.