Майдан Maidan
На сегодняшний день фильм «Майдан» — единственное кинопроизведение, которое имеет все шансы остаться в истории, как наиболее внятное экранное отображение событий в центре Киева зимой 2013–14 годов.
Этот фильм — как операция на открытом сердце страны, оказавшейся в большой опасности. «Майдан» рассказывает о хаосе и массе недифференцированных людей, слоняющихся по площадям. Время от времени этот поток становится целенаправленным. Показываются их кухня и организованность, их случайные песни и стихи, а также в основном закадровый поток выступлений и призывов со сцены.
По результатам Каннского
Режиссёр картины Сергей Лозница показывает единство народа в период кризиса, когда самые разные люди собираются вместе для единственной цели — независимости Украины. Визуализацией единства людей становится украинский флаг, который можно увидеть чуть ли не в каждом кадре фильма. Их много установлено на самой площади. Кроме того многие митингующие носят флаги на плечах.
Пожалуй, главное, что отличает картину Лозницы — принцип съёмки. Можете ли вы назвать еще хоть
Благодаря своей, на первый взгляд, отстранённости в изображении событий Евромайдана, Лозница заставляет зрителя подробнее вдуматься в события. Это картина прежде всего для мыслящего зрителя, который пытается во всём, что видит — докопаться до сути. Поэтому, наверное, она и не понравилась столь многим.
«Майдан» Лозница создавал отдалённо. Он не бегал по центру Киева с камерой, не рисковал попасть под обстрел или летящую брусчатку, не прятал голову поглубже в шлем… Он лишь монтировал и курировал съёмку, которую проводили двое талантливых операторов Сергей Стеценко и Михаил Елчев.
Лозница, инициировав этот фильм и оплатив его создание, работал главным образом над монтажом и озвучиванием фильма. Подобным образом он работал и над своими документалками «Блокада» и «Представление». Последние создавались так на основе материала, который сам Лозница не снимал. Для них он использовал лишь кинохронику. Эти старые кадры он отреставрировал, смонтировал в нужной для своей задумки последовательности и озвучил. В результате получились действительно замечательные картины.
Что ж, когда режиссёр искал материал для «Блокады» и «Представления», то пытался выделить в огромном потоке киноматериала лишь те записи, которые являются отображением тектонических сдвигов истории. В этом плане «Майдан» стал для Лозницы по сути столь же значительным фильмом. Правда, уже про сегодняшние события.
Это тот случай, когда искренне хочется, чтобы многих событий из документального фильма «Майдан» в реальности не было. Однако это также и тот случай, когда трагические дни и недели стали тем толчком для украинского народа, которого, пожалуй, еще не было в независимой истории страны. Сергей Лозница собственными глазами видел всё, с чего начинался Майдан, как обычные люди вышли на протест против действий Виктора Януковича. Вышли, чтобы поддержать обещанный им ранее курс родной страны в сторону Европейского Союза. Они были обмануты.
Зима 2013/2014 была бы не такой жаркой, если бы не ошибочное решение властей Украины действовать исключительно по собственному желанию, не только не слушая народ, но и разгоняя неугодных с помощью дубинок спецподразделения «Беркут». На главной площади страны. Под покровом ночи. Этот разгон стал отправной точкой основного противостояния, за которым можно проследить в работе Сергея Лозницы. За несколько зимних месяцев Киев пережил множество потрясений, не оставивших равнодушными и жителей других городов Украины.
Разгон дубинками мирных жителей — был далеко не самым страшным приказом Януковича и его окружения. В «Майдане» наглядно показано, как властям приходилось прибегать к более жестким, более бессердечным методам борьбы с собственным народом. Принимались диктаторские законы, на улицах бесчинствовали наемные молодчики, избивавшие людей за деньги, правоохранители применяли огнестрельное оружие. Казалось, всему этому не будет конца, но во время Майдана случился восход Украины, не допустивший стагнационного заката.