Любовные похождения блондинки Lásky jedné plavovlásky
Девушка по имени Андула (Гана Брейхова) живёт и трудится на фабрике в провинциальном промышленном городке Зруче в Чехословакии, где по статистике на одного парня приходится 16 девушек. Местные власти договариваются о переводе в городок резервной армейской части. Чтобы знакомство двух полов прошло успешно, устраивается вечеринка с танцами. Доверившись приезжему
В рамках
«Любовные похождения блондинки» — перевод чешского Lásky jedné plavovlásky, которое уместно было бы истолковать как «Любовные эпизоды блондинки». Собственно, наш адаптированный перевод сбивает с толку и соответствует только первому получасу экранного времени. Вслед за решением властей провести совместный вечер резервистов и фабричных девушек в лучших «совковых» традициях в огромном зале с музыкальным сопровождением, зрители наблюдают за нелепыми и комичными попытками трёх солдат во главе с Вачовски (Владимир Меншик) буквально закадрить трёх подружек во главе с Андулой. В этой части фильм приобретает черты яркой комедии, чтобы после завершиться прогнозированным провалом на личном фронте.
Далее сюжет целиком концентрируется на девушке Андуле, в виде чётких жанровых эпизодов ночи с симпатичным пианистом, встречи с бывшим парнем и разговорами с соседками по комнате. Здесь молодой Форман и применяет свой беспредельный потенциал: за бытовыми сценками уговоров Андулы Милдой, перебранки его родителей за кухонным столом и знакомством девушки с ними мы наблюдаем за тончайшей сатирой, высмеивающей пустозвонство, лицемерие и мелочность персонажей, едва ощущающих ветер перемен. Постановщику удаётся гениальная вещь: показать нелегкую трансформацию порядочного общества в общество с ограниченными интересами и склоками простым киноязыком, доступным каждому. Именно сейчас понимаешь ценность присутствия в ретроспективе лент Формана, этого, как оказалось, этапного не только в его творчестве, но и «чешской новой волны» со всем кинематографом фильма.
Лента была заслуженно номинирована на премии «Золотой Лев», «Оскар» и «Золотой глобус», получив в результате датскую «Бодил» за лучший европейский фильм. Практически все главные герои впервые снимались в кино, и, зная об этом, трудно поверить, как дебютантка Гана Брейхова смогла сыграть всю ту гамму чувств, которые одолевают её героиню на протяжении всего просмотра.