Любовь втроем 3
Классический — и в то же время не вполне традиционный — любовный треугольник лежит в основе сценария Тома Тыквера, который сам же и поставил эту мелодраматичную историю. Главные герои «Любви втроем» — Ханна и Симон — живут вместе уже долгие годы, и, казалось бы, они вполне сложившаяся и достойная всяческого уважения пара. Однако далеко не все в их взаимоотношениях так уж гладко. У них нет детей; кроме того, и над Ханной, и над Симоном тяготеют ошибки молодости, которые те без особого успеха пытаются исправить. Оба уже несколько раз заводили романы на стороне. Груз мешает супружеской паре двигаться дальше, и они без особой надежды смотрят в будущее. Все в жизни Ханны и Симона изменит Адам. Неожиданно появившись в их жизни, он станет для обоих куда больше, чем просто другом. Супруги словно бы переживают второе рождение, но происходит это по отдельности. Смогут ли они сохранить брак — вот главный вопрос. Тыквер пристально изучил не вполне традиционные отношения, возникающие между главными героями, и сумел преподнести эту провокационную тему простому зрителю осторожно и в то же время откровенно.
Сюжет картины «Любовь втроём» скандален и ненавязчив одновременно, так что однополая любовь и катавасия в семейных отношениях, составляющие сердцевину этой истории, легко спутать с обычным мелодраматичным сюжетом проходного развлекательного фильма.
Ханна и Симон живут в гражданском браке, у них нет детей и практически нет проблем по жизни. Спокойный жизненный уклад не слишком ломает даже поставленный Симону диагноз — рак яичка, так как заболевание только на начальной стадии и легко лечится. Так что трагедия оборачивается лишь лёгким испугом и пара продолжает свою спокойную и уверенную жизнь. Вопросы близких и друзей «почему у вас нет детей?» для главных героев уже настолько привычны, что не воспринимаются как упрёк. И если Симону абсолютно безразлично — будет ли у него потомство или нет, то для Ханны это
Практически одновременно в жизни и Ханы и Симона появляется некий Адам, заменяющий супругам друг друга именно в тот момент, когда их взаимные отношения начинают холодеть. Бисексуал Адам становится тайной страстью как неудовлетворившей свой материнский инстинкт Ханны, так и Симона, страдающего лёгким комплексом неполноценности после того, как ему удалили яичко. На взаимоотношениях этой троицы и завязывается основная коллизия картины.
В образе жизни главных героев подчёркивается материальное благополучие, на фоне которого острее выделяются болезнь, а также душевный непокой, когда и он и она начинают изменять друг другу. Однако отсутствие проблем, которые бы можно было поставить в основу пирамиды Маслоу, призвано показать не только это. Благосостояние персонажей показывает как бы средний уровень жизни современного цивилизованного мира. Они абсолютно не задумываются о том, как прожить завтрашний день, и при этом в их лицах прочитывается скука.
Словом, один из ведущих режиссёров в современном немецком кино Том Тыквер показывает универсальный портрет семьи в цивилизованном мире. Универсальность и как бы «показательность» подчёркивают и профессии каждого из трёх главных героев: культура и искусство — род деятельности Симона, журналистика — Ханны, а медицина — Адама. Этьи три деятельности показывают мир со всех сторон: медицина — микромир каждого человека, журналистика — показывает в макромасштабе весь окружающий мир, а культура и искусство — словно сфера, объединяющая эти два уровня.
Рассказывая провокационную историю о трёх любовниках, которые в итоге становятся как бы зарисовкой семьи будущего, Том Тыквер поддаёт критике устоявшийся традиционный уклад семейных взаимоотношений. Но в то же время сложный треугольник взаимоотношений с бисексуалом во главе является как бы критикой современной вседозволенности в сексуальных отношениях. Автор ленты не критикует и не поддерживает своих героев, как бы отстранённо наблюдая за перипетиями в их жизни.
Но при этом Тыквер вводит лаконичные размышления в поддержку то одной, то другой позиции. Так, главные герои фильма цитируют один из основных постулатов Спинозы «люди могут ошибаться, а значит и стереотипы, установленные людьми вполне могут оказаться ошибкой». Таким образом автор даёт возможность зрителю самому разобраться в философии взаимоотношений в таком любовном треугольнике.
Красной нитью через весь фильм «Любовь втроём» проходят размышления разных персонажей о том, что человек сегодня в праве самостоятельно диктовать способы воспроизведения потомства. Неоднократно звучит фраза «конец биологическому детерминизму», которая становится как бы ключом к пониманию смыслового ядра картины.
Не случайно в связи с этим и имя бисексуального персонажа — Адам, который по сюжету занимается именно искусственными оплодотворениями и экспериментами в области создания стволовых клеток. Он становится как бы концепцией первого человека, который, однако, появился уже не в традиционной системе взаимоотношений, а как результат переосмысленного биологического мира, когда дети один за другим появляются из пробирки.
В свою очередь его любовник Симон становится как бы переосмыслением мужского начала. Именно потому подчёркивается его мужская неполноценность в связи с раком полового органа.
Любовь каждого из персонажей друг к другу, когда у каждого из героев по два партнёра в конце фильма всё же оправдывается. Доказывается их потребность друг в друге. При этом в картине вовсе не оставлено место для дилеммам,
Лента оставляет по себе ощущение искусственности, как и большинство примеров современного изобразительного искусства. Усиливает чувство синтетичности в фильме и музыкальное сопровождение — лёгкое техно здесь звучит практически без исключений.
Фильм «Любовь втроём» участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля 2010 года, однако остался без наград. Такая участь картины объясняется отчасти тем, что тема, затронутая в ней хоть и оригинальна, однако не претендует на звание настоящего открытия.
В оригинале название картины звучит как «Три», сосредотачивая внимание на своего рода экзистенциальном значении подобных взаимоотношений, в то время как русскоязычные прокатчики переиначили его в нечто мелодраматичное, к чему однако сам фильм иметт минимальное отношение.
Написано под Fluke