Любовь Amour
Такая красивая, такая долгая жизнь
« - Какая она красивая.
- Кто?
- Жизнь.», - Анна говорит Жоржу, перелистывая альбом со старыми фотографиями. Это же она скажет Жоржу охрипшим голосом уже в надвигающемся беспамятстве. «Любовь» Михаэля Ханеке.
Театр одной комнаты, но отнюдь не минималистичен. Скорей театр одного пространства с застывшими отпечатками времени – вычурной мебелью, статуэтками, картинами. Мягкий медовый свет заливает кадр, очерчивая контур и делая изображение бархатным. Все вокруг говорит о чудесах той жизни, которая была, и которая подходит к концу. Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анна (Эмманюэль Рива) - пожилая пара парижан, они любят друг друга. Воспитанник Анны блестящий пианист. У них есть взрослая Дочь (Изабель Юппер). Это чудесная старость. Порой смерть приходит незамеченная никем, а порой, растягивает амплитуду шагов, принося с собой время и боль. Анну разбивает инсульт. Сначала парализует одну сторону тела, потом ей становится все сложней справляться с собой, второй удар повергает Анну в забытье. Стоит ли говорить, что значит лежачий больной. Но великолепная музыка звучит в доме, пропитанном миазмами. Жорж остается с Анной. Он так же нем, как она, но не потеряв дар речи. Он живет воспоминаниями и пытается отыскать свою Анну в этом измученном теле. Боль прожитой долгой жизни. Возможно, это необходимая боль, как мучения роженицы. Дважды голубь является к Жоржу, второй раз, чтоб забрать и его.
История статична, композиция кадра ювелирно сложена. Насыщенность символами и, иногда, задыхаешься в замкнутом пространстве. Можно было бы сказать о жестоком натурализме, ведь старость безжалостна в своей универсальности, она для каждого. Собственно, как и смерть. Но это история о безумно красивой жизни, наполненной любовью и старость лишь логическое окончание, болезнь лишь повод вспомнить, еще раз пережить и, накинув пальто, с благодарностью уйти.
Перед зрителем крайне необычная картина не менее экстраординарного режиссера. Михаэль Ханеке, вот уже более трех десятков лет удивляющий аудиторию то остросоциальными, то глубоко философскими, то невыносимо жестокими или нежными киноработами, давно известен ценителям европейского кино в широком смысле этого понятия. Последние его работы — «Забавные игры» и «Белая лента» — были тяжелыми, и стремление режиссера к некоей камерности уже явно чувствовалось. Но, пожалуй, вряд ли
Действие фильма разворачивается в пределах одной небольшой квартиры в Париже. Пожилая пара Энн и Жорж (в исполнении Эмманюэль Ривы и
По возвращении из госпиталя женщина оказывается парализованной на половину тела и память ей тоже начинает изменять. Сиделки, которых нанимает Жорж, ведут себя с больной отвратительно, и он выставляет их за дверь, приняв решение заботиться о любимой супруге самостоятельно. Дочь героев, Ева, в свои визиты лишь раздражает старика, который настолько привязан к жене, что готов на все, лишь бы исполнить ее пожелание ни в коем случае не возвращаться в клинику.
Популярное кино приучило к мысли о том, что любовь проявляется, прежде всего, в страсти, поцелуях и объятиях, неприкрытой демонстрации чувств. И в финале зрителя обязательно ожидает
Спокойная жизнь пожилых
Не покидает мысль о том, какую же смелость надо иметь, чтобы сыграть такие роли! Сцена с овациями в начале фильма, возможно, не столько восхищение режиссера проделанной работой, но дань таланту
Ханеке ставит своего героя перед выбором: оставить больную жену в госпитале на попечение медперсонала или взять все тяготы ухаживания за ней на себя. Такой выбор очень драматичен в Западной Европе с ее высоким уровнем социального обеспечения. Но что может сбить с толку, к примеру, украинского зрителя, так это то, что здесь нет подобного выбора, а забота о стариках принимается как должное, от чего нельзя отказаться, ибо грех. И эта забота вызывает далеко не светлые чувства, нередко вытягивая наружу все худшее, что есть в человеке. Поэтому остается открытым вопрос: что означает решение Жоржа досматривать жену — повинность или любовь? Ему, интеллигентному мужчине, наверняка не знавшему, что такое грязная работа, придется ежедневно сталкиваться с физиологией и естественным отвращением. Но Жорж добровольно принимает на себя это бремя. Он понимает, что вместе с женой обрекает себя на социальную изоляцию, пока не покинет этот мир окончательно.
Время в фильме будто бы замирает, так же, как и все в кадре — так Ханеке представляет сцены безнадежной повседневности героев. Но разве это тот Ханеке, которого знают? Режиссер просто документирует мрачный быт двух пожилых людей. Но ведь привлечь внимание к тому, насколько неприглядно человеческое угасание, не может быть единственной целью режиссера. И, конечно, ему есть, что еще показать. Насилие, присутствующее во всех киноработах Ханеке, притаилось за дверью. Зритель получает свою шокирующую сцену и гору вопросов к картине в придачу. «Любит герой жену, не любит», — аудитория будто бы гадает на цветке. Так, что такое любовь по Ханеке?
Дочь героев, которую сыграла Изабель Юппер, входит в пустой дом в конце фильма — ее очередь тоже придет
В успешных фильмах, как правило, рассказывается о тех аспектах жизни, с которыми хорошо знакомо большинство людей, которые они переживали на собственном опыте. Например, о влюбленности, дружбе, семье, мечтах о
Безусловный шедевр Михаэля Ханеке «Любовь» получил главный приз Каннского кинофестиваля 2012 года, поразив как киноведов, так и обычных зрителей. Под внешней простотой этой камерной картины кроется тонкое размышление одного из самых интересных европейских режиссёров о сути любви. Несмотря на то, что на эту тему снято и написано уже много, Ханеке предлагает зрителю посмотреть на это чувство под несколько неожиданным ракурсом.
Фильм рассказывает о последних днях жизни супружеской пары престарелых музыкантов Жоржа (
Жорж всячески пытается помочь своей супруге жить
Её физическая беспомощность подчёркивает, прежде всего, экзистенциальную хрупкость этой героини. Когда Анна уже не чувствует ничего кроме боли и не может произнести внятно ни единого слова, Жорж понимает, что в её жизни не осталось ничего кроме страдания. А смириться с этим горячо любивший её всю свою жизнь Жорж просто не может. Поэтому он решается на крайний поступок.
Любовь в таком возрасте заключается уже не в том, чтобы сделать друг друга счастливее и дать возможность почувствовать радость жизни, а в том, чтобы просто помочь друг другу не чувствовать себя хуже. Любовь становится здесь уже не эстетической (чувственной), а прежде всего этической категорией, когда людей объединяет ответственность друг за друга.
Действие картины максимально сосредоточено в квартире, где разворачивается практически весь сюжет. К старости мир человека постепенно сужается: интерес к новым местам и потребность в путешествиях постепенно вытесняют воспоминания. Поэтому со временем собственное жильё начинает заменять весь мир, а всё, что находится за порогом квартиры, уже не имеет для рядового старика никакого значения.
Квартира в ленте — словно третий главный герой. Местами даже режет глаз, как режиссёр умышленно избегает того, чтобы показать внешний мир. Их дому уделяется особое внимание: планы пустых комнат, коридора, приоткрытого окна навевают настроение одиночества и грусти.
Последний эпизод, когда оба главных героя выходят из своей квартиры, — метафора того, что они ушли из этого мира.
Учитывая, что практически всё действие сосредоточено на двух главных героях, большая ответственность была взвалена на актёров, которые их сыграли. Легендарные
Интересно и то, что в такой подбор актёров Ханеке вплёл своего рода аллюзию на сам кинематограф. Ведь как Трентиньян, так и Рива были
Жестокость, которая обязательно присутствует во всех фильмах Михаэля Ханеке, на этот раз обладает особой чувственностью. Необходимость убить человека — здесь не игра (как в его ленте «Жестокие игры»), и не обратная сторона морали (как в его «Скрытом» или «Белой ленте»). Необходимость убить человека показывается здесь, как единственная возможность помочь ему.