Кто я Хто я (Who Am I - Kein System ist sicher)
Любую систему можно сломать
Мы заучили религиозные заповеди, создали полицию и тюрьмы, но не перестали бояться ножей за спинами незнакомцев. Выдумывая законы, чтобы напугать злоумышленников чудовищными последствиями, мы продолжаем устанавливать бронированные двери, сигнализации, секретные пароли, а душевный покой
В который раз убеждаюсь, что персонажи с шизоидным типом личности — невероятно интересны зрителю. Отчужденность, неуживчивость, трактовка одиночества как величайшего проявления самодостаточности и непосильного испытания одновременно. Словом, нелюдимый, но сообразительный чудак с вавками в голове — вот герой нашего времени.
Как и всякий изгой, Бенджамин с детства верил в свою исключительность. Все культовые герои, прежде чем стать таковыми, переживали тяжелые времена, а значит и он, одолев смуту, откроет в себе необычные способности. Подрастая, единственная отрада Бенджи — виртуальный мир, где парень становится мастером изощренных хакерских атак. Желая произвести впечатление на своего виртуального кумира, некого MRX, Бенджамин знакомиться с компанией других хакеров, возглавляемой самолюбивым, разбитным Максом.
Каждый из этой четверки обладает уникальными качествами и умениями. Действуя сообща, парни слаженно работают, как единый механизм. Излюбленными забавами команды смельчаков являются яркие, но безобидные провокации, цель которых демонстрировать протест против государственной системы. Но очень скоро группа озорников оказывается в поле зрения немецкой полиции, которая подозревает ребят в намеренном убийстве. Опередив людей в погонах, Бенджи неожиданно является с повинной, а у инспектора Линдберг нет другого выхода, кроме как принять его странные правила игры.
Структурно история являет собой некую исповедь, которая только вначале кажется чистосердечным признанием. В финале становится ясно, что все сказанное главным героем — продуманная шахматная партия, с запланированными беспроигрышными комбинациями. Бенджамин руководствуется напутствием, данным ему самоуверенным наставником: «Люди — существа доверчивые и неконфликтные, а чтобы чувствовать себя в безопасности, они согласны поверить любому обману. И потом, все системы созданы человеком, а значит, их можно сломать».
Знакомство Макса и Бенджи напомнит зрителю фабулу «Бойцовского клуба», как по основной сюжетной линии, так и по типажам, их социальным ролям и выбранным стилем поведения. «Макс был полной моей противоположностью: успешный, веселый, задиристый. Одним словом, победитель». После этих слов непроизвольно начинаешь сопоставлять эпизоды легендарного фильма Финчера и картину Одара «Кто я».
Режиссерское решение визуализировать виртуальный мир, показать общение в Сети, словно театральное представление — выглядит очень любопытно. Конечно, его можно оправдать в том, что смотреть на целые эпизоды простой переписки было бы тоскливо, но есть и другая причина. Мне представляется, что костюмированный показ виртуальных персонажей нужен для обоснования идеи о гиперболизации персоны в просторах Интернета. Здесь каждый может быть тем, кем хочет быть. Лица людей прикрывает маска, делающая пользователей агрессивными интеллектуалами, способными в любой момент отразить атаку.
Вероятно, прекрасный пол оттолкнет сюжет о безумных хакерах, и напрасно. Взлом — только сфера, где герои способны проявить себя, инструмент, через который они выражают свое несогласие с системой. На самом деле, «Кто я» — ода нашей зависимости от виртуального мира, где мы скрываем истинного себя, слывя неуязвимыми и свободными.