Креденс
В последние несколько лет в украинском кинематографе обозначилась нерадостная тенденция, когда многие режиссёры начали снимать фильмы про гопников, алкоголиков, обездоленных, бездомных, бездетных или сирот, а также других несчастных представителей нашего упаднического социума. Так что у иностранных зрителей наверняка могло бы сложиться впечатление, что только такие люди и наполняют нашу страну.
К счастью, появление фильма «Креденс» привносит на отечественные экраны кардинально иного героя. Интеллигента, который ищет своё счастье в грубых обстоятельствах этого самого упаднического социума. Упаренный мрак украинской реальности показан здесь не с таким надрывом, как в упомянутых фильмах об отчаявшихся людях. Однако главному герою приходится не слаже, чем тем же гопникам, алкоголикам
«Креденс» рассказывает о музыканте Львовской оперы. Последнее время он живёт мечтой о поездке в Вену, где его оркестр будет выступать со своей лучшей программой. Однако гниль генетического львовского панибратства блокирует ему такую возможность. Вместо него начальство берёт в Вену другого виолончелиста. Однако на этом неурядицы в жизни главного героя не исчерпываются. Его жена тайно влюблена в его брата. Его музыкальную школу атакуют рейдеры. Жена его брата пытается с ним переспать. И родственники этому всячески способствуют…
Все эти невзгоды накатывают в снежный ком, который по мере развития сюжета
Главный герой фильма — мягкотелое рефлексирующее существо со смычком в руках. Он абсолютно беспомощен перед жлобством, хамством, наглостью, подлостью и прочими покроками, которыми покрыло словно прыщами при эпидемии окружающих его людей. Чтобы боротсья со всем этим необходим не смычок, а топор или автомат. Однако протагонист ни одного ни другого, наверное, никогда в руках не держал. Да и бороться со всем этим он в принципе не собирается. Сам по себе он человек пассивный. Избирающий покой и сосредоточенность перед бурной деятельностью и инициативностью.
После премьеры этой ленты на Третьем Одесском Международном Кинофестивале, где она не получила ни одной награды, многие разбирающиеся люди отнеслись к ней достаточно цинично. Мол, сценарий слаб и переполнен провисаниями, реплики примитивны, сам сюжет не цепляет и не увлекает… Но это всё сводится прежде всего к тому, что в Украине лишь начинает формироваться поколение кинопрофессионалов. Так что ждать от сегодняшнего отечественного кинематографа профессиональности по меньшей мере наивно.
Главное, что разочаровывает в ленте — это идея. Ведь даже если авторы картины не были способны увлекательно смонтировать картину, подобрать более удачных актёров, мастерски наложить музыку и тщательнее продумать сам сюжет — он всё же могли донести до зрителя свою идею. Меседж, который бы затронул сердца многих и многих. А такового здесь не появилось…
Изображённый на экране конфликт главного героя выглядит надуманно и оттого наивно. А его поступкам не веришь. Вместо драмы, конфликт которой был бы хорошо понятен многим, на экране разыгрывается опереточная мелодрама с провальной концовкой.
И всё это приводит к тому, что достойным отображением украинской реальность остаются фильмы о гопниках, алкоголиках, обездоленных