Оригинальным именем «Красавица Мемфиса» был назван один из американских бомбардировщиков В-17, экипаж которого в годы Второй мировой войны совершил 24 успешных боевых вылета на территорию оккупированной немцами Европы. Однажды на американскую военную авиабазу прибыл инспектор по связям с общественностью, разыскивающий подходящих героев для агитационных полетов по Соединенным Штатам. По мнению инспектора — мужественный экипаж «Красавицы» идеально подходит на эту роль. Но перед тем как начать рекламировать важность военного займа, десяти летчикам сначала предстоит вылететь на свое последнее, «юбилейное» боевое задание. Которое, по воле обстоятельств, станет для них самым трудным и опасным испытанием.
Фильмы о войне, а особенно о трагической Второй мировой войне всегда вызывали и вызывают живейший интерес у зрителя. Этот факт прекрасно понимал и шотландский режиссер Майкл Кейтон-Джонс, задумавший снять художественную картину по материалам документальной работы 1944 года о «Мемфисской красотке». Идея — блеск. Спросите любого парня, увлекающегося самолетами, на каком бы боевом воздушном корабле он бы хотел летать. Не сомневаюсь, подавляющее большинство бы ответило — на истребителе! Истребитель — это романтика, это скоростной агрегат, направленный, прежде всего, на уничтожение самолетов противника. Вот где дух захватывает! Поэтому и мало снимается фильмов об остальных главных воздушных «работниках» войны — о разведчиках, бомбардировщиках или транспортниках, которые выполняли не менее, а может и более важные задачи. «Красавица Мемфиса» — приятное исключение из правил.
Идея хороша, да, но нельзя фильм рассматривать как некую историческую правду, Голливуд диктует свои законы, поэтому в ущерб здравому смыслу художественное полотно было наполнено тем, что требует зритель. Во-первых, экипаж прославленного бомбардировщика В-17 показан исключительными разгильдяями. Десять человек — командир, штурман, инженер, радист, бомбардир и пятерка стрелков — все они представлены сплоченной, профессиональной командой, способной добраться до цели, сбросить «груз» и вернуться живыми. Но это в небе, а на земле экипаж каким-то образом превращается в группу избалованной молодежи — непрерывные пьянки, нелепые споры с командованием, исключительно глупое армейское панибратство.
Во-вторых, голливудский пафос уже слишком надоел. Все эти бесконечные разговоры о великой миссии и о великом американском гуманизме лишь портят фильм. Не сомневаюсь, американскому зрителю именно это и нужно — «пипл хавает». Но заокеанская публика, я уверен, давно уже пресытилась подобными лживыми мотивами. Нежная забота экипажа о том, чтобы ни одна бомба не упала на жилой квартал, вызывает лишь недоумение. Это война, на которой жертвы никто не считает, к примеру, немецкий город Дрезден, который в феврале 1945 года был до основания разрушен авиацией союзников. Да что далеко ходить, современные примеры Вьетнама, Югославии и Афганистана прекрасно показывают миру, как «гуманно» воюет звездно-полосатая армия. Или в небе Хиросимы также летели летчики-гуманисты?
В-третьих, не понимаю такой простой вещи, как отъезд летчиков домой во время войны. Только представьте, идет глобальная мировая война, а один из лучших экипажей отправляется домой, взамен им в небе будут царить «желторотики». Благодаря всему вышеперечисленному драматизм ленты убит на корню. Лично у меня настоящие эмоции вызвала лишь собака, с неописуемой грустью ожидающая возвращения своего хозяина — летчика.
Подытожу. «Красавица Мемфиса», как эффектное зрелище — хорошо и интересно, но как военный фильм — откровенный пропагандический шлак.