Кориолан Coriolanus
Фильм снят по мотивам одноименной шекспировской трагедии, в центре которой находится полководец Гней Марций Кориолан, изгнанный из Рима и впоследствии ополчивший против римской власти плебеев. Действия картины разворачиваются в
События в фильме отображают на экране шекспировскую трагедию «Кориолан», впервые опубликованную в 1623 году. V век до нашей эры автор картины сменил нашими днями, органично поместив действия и реплики античных героев в современное «место, называющее себя Римом».
Победоносный военачальник Гней Марций с триумфом возвращается в Рим, взяв столицу враждебного племени вольсков Кориолы, за что и получает почётный когномен Кориолан. На волне популярности успешному военному сторонники предлагают выдвинуть свою кандидатуру на должность консула — высшую должность в Республике. Неожиданно встретив сопротивление в стихийных народных массах, подстрекаемых трибунами, патриций Кориолан критикует столь чтимую фальшивую «демократию» и изгоняется из Вечного города.
Дальнейшие события повторяют
Как бы ни критиковали уважаемого английского актёра Рэйфа Файнса, всё же ему сполна удалось воссоздать на экране эстетику и драматизм одной из лучших пьес Шекспира. Сыграв бесчисленное количество раз самого Кориолана на театральных подмостках, корифей Файнс и на этот раз, не только срежиссировал и спродюсировал кинотрагедию, но и исполнил главную роль.
При этом
Второплановые роли также исполнили небезызвестные актёры, ну, а массовку обеспечили в основном артисты из бывшей Югославии, на территории которой и проходили съёмки.
Жизнеописание легендарного римского полководца обрело благодатную кинопочву в руках Файнса. Автор картины, дебютант в режиссуре, поступил необычно, облачив древнеримских героев в современную одежду и вручив им автоматы вместо мечей, а сражения заменив на спецназовские перестрелки. Благодаря подобному шагу картина на первый взгляд смотрится свежо и непривычно — на экране античные стихосложения
В оригинальной трагедии Шекспира равно затрагиваются две дилеммы — сомневающегося человека и отношений в якобы демократическом обществе. Хотя сам Файнс играет выше всяких похвал, его Кориолан губится и теряется на фоне беспорядков, воцарившихся на улицах и залах Сената.
В ленте блестяще раскрыта тема честного пренебрежения Кориоланом всяческих «демократических» процедур и выборов. На деле же Кориолан не невежда, а смыслящий в человеческих материях человек: прикрываясь понятиями «народ», «выборы», «достойный кандидат», некоторые личности (тут — трибуны) пробивают себе дорогу наверх, нисколько не заботясь об интересах настоящего народа.
Противоборство патрициев и плебеев, честь и доблесть, измена и служение Родине, любовь к матери и близким раскрыты в «Кориолане» подобающим образом. Вместе с тем неминуемый печальный конец и отвага с честью главного героя заставляют
«Кориолан» тем более полезен для нас, что его можно приложить к реалиям наших дней и найти много похожего с теми событиями, которые сопровождают нас сегодня.
Безусловно, картина не рассчитана на широко зрителя, но в нужных головах и сердцах она найдет отклик и заставит задуматься над целым рядом вопросов, что не так уж привычно для современного кинематографа.