Когда то, на стыке тысячелетий, я ознакомился с фильмом Джоэла Шумахера — «Коматозники». Лента мне очень понравилась, и на днях, лениво выбирая для просмотра фильм, я отчетливо вспомнил свой восторг и решил пересмотреть кино, будучи уже другим, повзрослевшим, и более, как мне кажется, критичным взглядом. Писать о том, о чем человечество уже тысячи лет гадает, — что же происходит по ту сторону жизни, наверное, как-то не комильфо, поэтому попробую не акцентировать внимание на этом. Начну сразу о сюжете.
Группа пытливых студентов-медиков, возглавляемая Нельсоном (Кифер Сазерленд), задумалась об уникальном эксперименте. Нельсон, как главный идейный вдохновитель, убеждает своих товарищей — Джо (Уильям Болдуин), Дэвида (Кевин Бейкон), Рэнди (Оливер Плэтт) и Рэйчел (Джулия Робертс) — поиграть со смертью. Четверо друзей должны ввести Нельсона в состояние клинической смерти, после чего вовремя реанимировать фактически умершего смельчака. Первый эксперимент заканчивается удачно, что помогает остальным (кроме Рэнди) решиться на опасное «путешествие». Но после еще нескольких, казалось бы, удачных экспериментов, происходят загадочные и даже жуткие вещи. Всех переживших клиническую смерть начинают посещать видения, которые больше похожи на реальность, чем на сон, фактически «коматозники» начинают сходить с ума. И теперь паникующим студентам необходимо каким-то образом вернуться к нормальной человеческой жизни.
Несмотря на то что фильм «Коматозники» я смотрел не впервые, меня снова приятно впечатлила идея картины — попытка заглянуть в запредельный мир, не подвластный разуму человека. Даже спустя двадцать лет после выхода фильма идея авторов еще не заезжена и востребована. Можно сказать, что герои Шумахера одними из первых в кинематографе решили взглянуть в глаза смерти, воспользовавшись отличным инструментом — наукой. И совершенно ясна мысль режиссера: любая попытка еще не повзрослевшего человечества коснуться запретных тем и прыгнуть «выше головы» будет наказана, хотя бы потому, что ответы, полученные смельчаками, слишком тяжелы. Человечеству еще долго вести упорный поединок с самим собой.
Скажу и о минусах фильма, которые в этот раз все-таки бросились в глаза. Оригинальная и интересная идея не была идеально воплощена в жизнь. Сценаристы как бы прошлись по самому краю задумки, отказавшись от более глубокого копания. Возможно, простейшая идея о наказании за грехи была реализована для того, чтобы массовый зритель не слишком путался в глубинных, скрытых идеях авторов. Чтобы «пипл», как сейчас говорят, активно «хавал» кинематографический продукт. Получилось, что идея — как чаша, которую заполнили минимальным содержанием, не пожелав рисковать. С одной стороны, очень жаль, что философские, интеллектуальные вопросы были опущены. С другой — это позволило сделать фильм идеальным в отношении эффектности, зрелищности и психологической напряженности. Получился этакий фантастический триллер, подчеркну, что триллер прекрасный.
Больше всех героев мне понравился Нельсон. Его можно назвать циником и сумасшедшим, но для меня он, прежде всего, истинный ученый, желающий достигнуть своей цели любым способом. Именно такие увлеченные, не боящиеся ошибиться люди должны и двигать науку. Говоря об актерской игре, выделять никого не буду. Вся талантливая пятерка отработала профессионально. «Коматозники» — шикарный фильм. Надеюсь, в недалеком будущем поднятая идея будет исследована более глубоко.