Кофе и сигареты Coffee and Cigarettes
Сборник коротких юмористических историй, в центре которых — обычные люди и знаменитости, беседующие на разные темы за чашечкой горячего кофе.
Разговор в каждой из короткометражек строится как шахматная партия. Обязательный план сверху, показывающий
Первая новелла из этого сборника была снята Джимом Джармушем в 1986 году. В окончательной версии фильма эта короткометражка получила название «Странно, что мы встретились», а главные роли в ней исполнили Роберто Бениньи и Стивен Райт. Именно в этом фильме Джармуш установил главные правила, по которым снял все остальные картины:
Уже во второй короткометражке из этого цикла Джармуш постарался свести на экране двух знаменитостей, которые бы играли самих себя, отчего их неловкость и растерянность выглядели бы более комично. Так появилась короткометражка «Близнецы». Произносить абсолютно дурацкие фразы и, понимая это, срываться с места, придумывая при этом совершенно глупый повод чтобы уйти — для многих киноманов до сих пор остаётся загадкой как Джармуш смог заставить столь популярных актёров исполнять подобные глупые роли…
К примеру, в короткометражке «Кузины» Кейт Бланшет играет одновременно и себя и свою бедную родственницу Шелли, с которой пытается вести себя
Окончательный вариант этого короткометражного альманаха «Кофе и сигареты» Джармуш представил публике лишь спустя 17 лет. По отдельности каждая из этих лент появлялась на разных фестивалях. Так, например, новелла, в которой встречаются за чашечкой кофе Том Уэйтс и Игги Поп и исподтишка подшучивают друг над другом, в 1993 году была удостоена золотой пальмовой ветви за лучший короткометражный фильм в Каннах.
Именно за счёт таких приёмов фильм и выглядит оригинально. Он не удивит ни своими техническими качествами, а в некоторых новеллах, не будет интересен даже сюжетом, однако несмотря на это, лента захватывает своей атмосферой.
Каждая из короткометражек наполнена очаровательными мелочами, не все из которых удаётся заприметить с первого раза. Несмотря на то, что герои большинства новел ведут насыщенные беседы — их жесты, внешний вид, выражение лица и недосказанные фразы сообщают намного больше самих слов.
Специфика и особенность этих коротких фильмов сводится к двум обобщающим эпитетам: стильно и созерцательно. А значит эти картины для ценителей настоящего искусства.
Наблюдая за отрывками из жизни персонажей этой ленты, ведущих разговор под аккомпанемент кафе и сигарет, многие зрители почувствуют себя сидящими не по другую сторону экрана, а как бы за соседними столиками, невдалеке от самих героев фильма.
В творчестве самого Джармуша картина «Кофе и сигареты» стала своего рода этапной. Ведь в ней оказались в одном ряду ленты, в которых видны его ещё самые ранние попытки снимать кино и чувствуется прочерк его первых полнометражек. Но в то же время по соседству с ними появляются короткометражки, в которых замечаешь руку зрелого мастера.
При этом приём с объединением отдельных друг от друга сюжетов в рамках одной полнометражной ленты у него появится в ещё двух более поздних лентах: «Ночь на земле» и «Сломанные цветы».