Клуб самоубийц Jisatsu sâkuru
Конечно, японский кинематограф — своеобразное явление, к оценке которого человеку с западным мышлением необходимо подходить осторожно. Тем не менее некоторые японские режиссеры откровенно эксплуатируют идеи и образы из культовых фильмов, как это произошло в случае с лентой «Клуб самоубийц», режиссером которой стал Сион Соно. Можно предположить, что автор, не располагая достаточным бюджетом, создал максимально эффектный фильм в существовавших жестких финансовых рамках. Огорчает то, что этот эффект — резко негативный. Фильм безжалостно эксплуатирует отвращение зрителя от вида крови и трупов. Проскальзывающие аллюзии и аналогии на такие картины, как «Звонок», производят еще более удручающее впечатление.
События разворачиваются в Токио на протяжении одной недели. Очевидных главных героев в этой ленте нет. Создатели стремились показать максимально широко общество, испуганное цепью самоубийств, захвативших всю Японию. Начало фильма у создателей получилось выдающимся настолько, что без его упоминания не обходится ни один синопсис или рецензия. В час пик в токийской подземке 54 школьницы, взявшись за руки, дружно спрыгнули под колеса приближающегося поезда. По обе стороны экрана происходит шок и непонимание. «По ту сторону экрана» детективы начинают расследование загадочного происшествия. Но в ту же ночь массовые самоубийства вновь происходят в Токио, а на следующий день — уже и в других городах страны. Одно самоубийство происходит трагикомично, когда на девушку падает ее
Возможно, через фильм «Клуб самоубийц» режиссер хотел донести до зрителя определенную мысль, однако она остается трудноуловимой под грудой растерзанных тел. Несомненен факт, что зрителя пытаются
Работа оператора оставляет нейтральное впечатление. В фильме изрядное количество темного цвета, а нагнетание саспенса происходит излюбленным приемом японских кинематографистов — путем медленных наездов камеры, показом пустых помещений, чтобы шокировать публику.
Рекомендовать «Клуб самоубийц» к просмотру достаточно сложно. Дело даже не в насилии, столь откровенно и продолжительно происходящем на экране. Основная проблема — низкая художественность фильма и отсутствие у героев вменяемых мотивов. Создатели многие мысли оставили недосказанными, что вызывает сомнение в существовании этих самых мыслей.