Клеопатра Cleopatra
Начну свою рецензию с того, что в далеком 1964 году картина номинировалась в девяти категориях и заслуженно принесла создателям четыре золотые статуэтки. Причем одна из наград была вручена за лучшие спецэффекты. Итак, знаменитое кинопроизведение о самой известной женщине планеты — «Клеопатра».
Нет смысла описывать сюжет картины. Нет, пожалуй, ни одного человека, который не знал бы величайшую историю любви и предательства. Все без исключения, знают, кто такие Марк Антоний, Гай Юлий Цезарь и египетская царица Клеопатра. Именно поэтому я сразу перейду к общему впечатлению о картине.
Парадоксально и просто невообразимо, что 320 минут (полная режиссерская версия) идеального действа не имеет сценария. За основу взяты лишь труды Плутарха и Светония, дабы не допустить исторических неточностей. Все остальное рождалось по ходу съемочного процесса. Все диалоги — это бесподобная импровизация талантливейших актеров.
Режиссер Джозеф Лео Манкевич — человек, который всегда будет одним из самых известных людей в истории кинематографа. Он был одним из первых сценаристов Голливуда, начав свою карьеру в 1929 году. Манкевич создает идеальную и масштабную кинокартину. В фильме «Клеопатра» невероятно четкое и последовательное повествование. Все события обоснованы и плавно перетекают одно из другого. Это один из тех примеров, когда режиссер продумывает каждую мелочь досконально. Блестящая работа гения. Единственный, но столь незначительный, в общем, недостаток — это мелкие исторические неточности, хотя никто не может с абсолютной уверенностью утверждать, как оно было.
Операторы Леон Шэмрой и Джек Хилдъярд были оценены международными критиками по достоинству. Один из «Оскаров» был вручен именно за операторскую работу. Восхитительная и неподражаемая классическая динамичная съемка. Снятые ими битвы превосходят по масштабности все современные вместе взятые. Это невозможно передать, это просто надо увидеть и осознать, что постановщики, операторы, звукорежиссеры и прочие не имели в арсенале новомодных компьютерных примочек и создавали настоящее кино, используя свое воображение и талант.
В картине «Клеопатра» принимали участие самые талантливые актеры ХХ века. Красавица Элизабет Тейлор поначалу не хотела принимать участие в проекте, но создатели картины были уверены, что только она сможет подойти на роль египетской царицы и, к счастью, уговорили ее. Игра Тейлор бесподобна. Она идеально вписывается в образ. Манеры, жесты, мимика, голос, царская возвышенность — все талантливо. Кто мог бы сыграть Клеопатру лучше?
Ни для кого не секрет, что во время съемок между Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном, сыгравшим Марка Антония, вспыхнул роман. И пара сыграла своих влюбленных персонажей бесподобно и невероятно правдоподобно. Они просто жили на съемочной площадке, радуя зрителя истинным чувством, льющимся с экранов.
Ну и, конечно же, Рекс Харрисон, который навсегда останется в моем сознании великим римским императором.
Впрочем, в картине нет ни одного плохо отработавшего актера, поскольку в далекие
Всю масштабность картины, драму, чувственность и непревзойденность подчеркивает шикарная музыка, созданная Алексом Нортом.
Чтобы полностью описать свое впечатление, вызванное картиной, мне придется написать целую книгу. «Клеопатра» — это апогей классического кинематографа, который был уничтожен современными технологиями. Это настоящее произведение искусства, которое переживет человечество. Этот фильм должен увидеть каждый.