Качели

oKino:
7.1
7.1/10
из 10
IMDb: 6.9 (245)
Смотреть трейлер
мин
Жанр: мелодрама
Оператор: Иван Гудков
Композитор:
Слоган: «Ваши чувства на пределе»
Премьера в мире: 14 февраля 2008
Премьера в Украине: 14 февраля 2008
Сюжет
Уходя на работу, он не знает, вернётся ли домой. Потому что рисковать жизнью — его профессия. Но иногда смертельное ранение может нанести любовь, потому что любовь, как пуля, бьет прямо в сердце. Вся жизнь героев этой ленты — Качели. То, задыхаясь от любви, они взлетают в облака, то с самого пика наслажденья падают вниз, в грязь и пустоту… Качели раскачиваются всё сильнее, и остановить их они попытаются лишь тогда, когда это почти невозможно.
Трейлер
Кадры
Рецензии
Желание написать об этом фильме возникло мгновенно после того как я не увидел ни одного отзыва на него на okino.org. То ли такое стечение обстоятельств, то ли зритель этого фильма не завсегдатай сайтов о кино, но факт остается фактом. И такое удивление вызвано лишь одним: лучший отечественный фильм последнего времени остался без внимания. Очевидно, все были заняты поздравлением своих любимых, поскольку премьера состоялась 14 февраля, и поэтому фильм прошел мимо… Но вернутся к нему стоит.

Как у обычных родителей может родится гениальный ребенок, так и у такого ничем не примечательного и даже порой попсового режиссера как Антон Сиверс, послужной список которого знаменит лишь фильмом «Поцелуй бабочки» и сериалами, могла получится столь интимная, близкая каждому и при этом такая высокая и эмоционально мощная картина, которая бьет наповал, в происходящее на экране веришь с первого до последнего кадра, поскольку поверить в искусственность сюжета или усомнится в искренности любви главных героев (Сергея – Андрей Мерзлкин и Татьяны – Мария Миронова) – невозможно. Быть может, влияние продюсеров Валерия Тодоровского и Дмитрия Месхиева оказали такое благотворное воздействие, но режиссер сумел по сути простую, но очень глубокую историю любви показать единым, цельным полотном. Фильм высокий во всем: в диалогах героев, в их чувствах и переживаниях, в музыке… Создателям удалось совместить, найти ту тонкую грань между кино авторским, камерным и кино массовым, затронуть нужные струны в душе каждого зрителя, так что картина не оставит равнодушным ни одного человека, которому хоть на миг приходилось проходить испытание любовью.

Профессия Сергея - быть на пределе, работа связанная с риском и смертью, поэтому в своей приватной жизни он хочет тепла и ласки… В сердцах брошенная фраза: «хотя бы борщ и тапочки» очень точно отражает то, чего он хочет от своей женщины, он хочет, чтоб его ждали после задания и волновались, когда его нет, хочет собирать осенние листья и ходить к дочери на премьеру балета… Но это только на первый взгляд.
Она – полная  противоположность: монотонная работа в салоне красоты, воспитание ребенка, ей не хватает адреналина, приключений, драйва, который она находит в скандалах, выпрыгивании из окон, и принесении себя в жертву ради… Ради чего? Весь фильм мы задаем себе этот вопрос. И было бы глупо давать на экране на него ответ.
Их проблема – каждый из них находится на качелях, но при этом эти качели просто стоят рядом. Они изредка пересекаются, находятся в одной плоскости, но через какое-то время опять расходятся в разные стороны. Они вместе, но каждый из них чувствует себя одиноким. Как верно сказала Мария Арбатова: «мужчина и женщина – это не две половинки одного яблока, а два мирно сосуществующих яблока», если применить эту формулу к картине, то к мирной жизни стремится только Сергей, он не пытается уйти от любви (в отличие от Тани). Он четко знает, кого он любит, страдает из-за непонимания, одиночества, парадоксальной неуверенности в себе с этой хрупкой и беззащитной женщиной, стремлении сохранить семью и любовь, но даже дочь ему говорит «может отпустишь ее…».
Таню же влечет… нет, не другой мужчина, как покажется вначале, ей просто необходимо постоянно что-то менять, ставить преграды, и только пройдя созданные самой же испытания она поймет, ради чего она пошла на это… Боль и унижение, разочарование и предательство – та цена, которую она платит за то, чтобы понять, что есть любовь.

Немалую часть экранного времени нам удается наблюдать еще одного главного героя картины, которого почему-то нет в титрах. Это город, в котором происходит действие. Санкт-Петербург. Причем авторы сознательно не акцентируют на этом внимание, не показывают на первых кадрах «Медного Всадника» и герой Мерзликина не штурмует Зимний, город – это просто место где живут герои. Вот так получилось, что они живут в Питере, а не в Москве или Риге. Мы видим город разный, но при этом и прокуренный подвал клуба и зал балетной школы сохраняют легкий флёр, очарование этого города. И это не мрачный Питер из фильмов Балабанова, город едва узнаваем в каких-то мелких намеках, деталях, даже запахах, которые не может передать целлулоид, но они там есть, ты это знаешь…
Если говорить о картине как о произведении искусства архитектурным языком, то одному из величайших архитекторов ХХ века Мису Ван Дер Роэ, которого впоследствии окрестили родоначальником минимализма, приписывают фразу: « Бог в деталях». Так вот в фильме эта простая до гениальности фраза читается в каждом кадре, штрихе, неловком взгляде… Все эти рассыпанные апельсины, старенький «Вольво», рентгеновские снимки для украшения комнаты – создают иллюзию реальности, практически документализма на экране.

Отдельно следует отметить игру второстепенных по экранному времени, но от этого не становящихся менее интересными Ксению Раппопорт и Бориса Хвошнянский. Глазам преподавательницы балета Инны Максимовны - героини Ксении, во влажном взгляде которых одновременно видишь любовь, ревность, надежду и робость не возможно не верить, ее хочет прижать к себе и дышать запахом ее волос. Сказанные ей самой себе слова «стыдно-то как… стыдно» очень ярко отражают ее образ, тонкий и душевный, но при этом мудрый, понимающий и готовый на жертвование всем ради любимого человека. Герой Бориса Хвошнянского - Корнилов полная противоположность. Человек, живущий одним днем. Свободный художник, который настолько самодостаточен и уверен в своей свободе, что при всей неприязни к нему, присутствует уважение и понимание его поступков, а детской непосредственности и мотивации порой даже завидуешь.

Итог: картина цельная, мощная, показанной истории и героям веришь с первой минуты, от фильма остается то приятное послевкусие и легкая эйфория в голове, как от истинного произведения искусства. Профессионализм во всем: режиссура, сценарий, операторская работа, музыка «Сплина» (которой могло быть и побольше). Если сравнивать фильм с другими заметными российскими картинами последнего времени, то если взять динамику «Простых вещей» Попогребского, атмосферу и эмоции «Любовника» Тодоровского, а мысли во время просмотра из фильмов Звягинцева – это и будут «Качели». Фильм о природе любви и ее силе.
Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы