Как гласит французская поговорка: «Если где-то приключилась беда — ищите женщину». Никогда не стоит недооценивать этих хрупких на вид созданий, за ангельским личиком которых может крыться дьявольский ум, железная воля и холодный расчёт. Уж французы знают в этом толк. За всю свою долгую историю им довелось повидать немало блестящих авантюристок и интриганок, внесших свою весомую лепту в развитие этой самой истории.
Один из ярчайших исторических примеров — знаменитая авантюристка Жанна де Сен-Реми де Валуа, проживавшая ещё во времена Людовика XVI. Именно её скандальная история легла в основу романа Александра Дюма «Ожерелье королевы», а много лет спустя, в 2001 году, была экранизирована в Голливуде.
Историческая драма «История с ожерельем» повествует о юных годах аристократки Жанны де Валуа и причинах, превративших благовоспитанную барышню в дерзкую и безжалостную мошенницу. Как водится, причины эти носят самый трагический характер.
Отец Жанны в своё время имел неосторожность выразить кое-какие крамольные мысли по поводу монархии, за что впал в немилость королевы, был лишен титула и имения, а для большего устрашения потенциальных единомышленников, ещё и казнён. Вскоре после этого скончалась и мать Жанны, не выдержав удара, и девочка осталась в одиночестве и нищете, клятвенно пообещав, что когда-нибудь вернёт фамильное поместье и отомстит тем, кто виновен в её горе. Зритель обожает такие вот драматические завязки в стиле Зорро.
Прошли годы, Жанна повзрослела и удачно вышла замуж за богатого графа-де ла Мотт, но о своей клятве так не забыла. Отчаявшись добиться справедливости законными методами, молодая графиня-де ла Мотт решает, как говорится, пойти ва-банк.
Объектом её авантюры становится легендарное ожерелье, сделанное по заказу покойного короля Людовика XV для своей любовницы, но так и не выкупленное у ювелиров. Жанна решает присвоить дорогостоящее ожерелье себе, путём сложных махинаций с участием нескольких приближенных ко дворцу особ и даже самой королевы Марии-Антуанетты.
Далее по сюжету мы узнаём, каким образом хитроумная и расчётливая графиня провернула всё это грязное дельце, мастерски обведя вокруг пальца самого кардинала и ещё парочку высокопоставленных и весьма неглупых джентльменов. Тут ещё раз вспоминается мысль о том, что никогда не стоит недооценивать силу женского коварства.
В конце концов, графиня-де ла Мотт таки добивается своего, при этом хорошенько подпортив судьбу всем жертвам злополучной аферы. Кроме того, вся эта история с ожерельем поднимает волну общественного недовольства, в конечном итоге приведшую к Великой французской революции.
Конечно, реальная ситуация обстояла несколько иначе, и графиню-де ла Мотт всё же поймали и посадили в темницу, откуда она, впрочем, сбежала. А для народного восстания, если уж начистоту, хватало и других причин, помимо деятельности мстительной графини. Тем не менее, незатейливый зритель предпочитает всем правдивым историческим фактам слезливый хэппи энд, а потому неугодная истина была благополучно заменена на счастливый финал ради потехи зрителя.
В целом, стоит сказать, что «История с ожерельем» получилась достойной работой. Очень атмосферной, увлекательной и интригующей. Потрясающие костюмы и декорации позволяют мысленно перенестись во Францию 18-го века, утопающую в дворцовых интригах и пороке, где в воздухе витает аромат грядущих перемен.
Хилари Суонк, сыгравшая в картине главную роль, пожалуй, хуже всех вписалась в свой образ, зато все остальные актёры просто бесподобны. Живые и убедительные настолько, что хочется просто наслаждаться их игрой от начала и до конца, не заморачиваясь на мелкие огрехи сюжета.