Истальгия
Основным лейтмотивом картины Дарьи Онищенко является то, что сейчас особенно остро заметно в нашем обществе, однако доселе ни разу не затрагивалось в кино – судьбы тех, кто в поисках лучшей жизни покинул родные страны, и тех, кто с верой в лучшее остается там, где родился. Статистика такова, что за 21 год Независимости Украины страну покинуло более 6 млн. человек. Но не все нашли то, чего искали, не имея возможности вернуться обратно.
Съемки картины «Истальгия» проходили в Киеве, Белграде и Мюнхене, в главных ролях зритель увидит молодых украинских актеров, а также звезд европейского кино, что является исключительным случаем для украинского кинематографа.
В Украине картина «Истальгия» будет представлена 25 октября 2012 г. в рамках кинофестиваля «Молодость».
Над «Истальгией» работала украинская компания 435 FILMS и немецкая NEUESUPER, картина была поддержана государственным агентством Украины по вопросам кино.
Украинскому кинематографу часто выказывается снисхождение. Дескать, с фильмами великих мастеров и рядом не стоит, но как для украинского кино нормально. Полноправный участник международного конкурса МКФ «Молодость», фильм «Истальгия» повышает планку для отечественных кинофильмов: его не стыдно показать иностранцам. Но и гордиться особо нечем: картина становится в длинную очередь слабеньких европейских социальных драм.
Действие происходит в Мюнхене, Киеве и Белграде в течение одной ночи. В Германии немолодая украинская эмигрантка Руслана случайно знакомится с сербом Владаном, живущим по соседству. В Киеве ее сын Богдан, который должен уехать к матери утром, ссорится с бывшей одноклассницей, теперь певичкой и любовницей крутого бизнесмена, у которой работает водителем. В Сербии сын Владана становится свидетелем драмы своей соотечественницы, в чьем доме красит стены: она с
Несколько персонажей кажутся лишними, или же их просто неаккуратно вписали.
Режиссер Дарья Онищенко училась в Мюнхенской академии кино и телевидения. И училась не зря. Приходится признавать, что украинцам сложнее всего снимать фильмы о самих себе. «Киевская» сюжетная линия «Истальгии» — самая провальная, начиная от драматургии, напыщенных диалогов, антуража и игры актеров. Опять же возникает вопрос: зачем так надрывно и где режиссер видел таких людей и такие истории? Парадокс: та история, которую автор должен был чувствовать сердцем, получилась топорным набором штампов не то из русского кино, не то из эмигрантской среды. Почему Богдан, как быдлюк, оттягивается с друзьями в забегаловке на улице, а не в
Если есть с чем сравнивать «Истальгию», так это с еще одним вроде как украинским фильмом (сделанным в украинской копродукции) — «В субботу» Александра Миндадзе — о мгновениях жизни нескольких человек в день аварии на ЧАЭС. Те же режущие глаза крупные планы, та же трясущаяся камера и псевдозагадочная славянская душа, которая вечно истерит и напивается до беспамятства. Выпивка в фильме, будь то наша самогонка или сербская ракия, — идеальный драматургический ход для авторов фильма. Ряд конфликтов развивается именно
«Истальгия» — посредственное европейское кино. Хоть и нормальный дебют для режиссера, которому есть, куда расти. Именно полон ошибок дебют. И все же этот фильм — хороший знак для полнометражного украинского кинематографа, знающего и совсем никудышные работы. «Истальгия» — безыскусная драма о том, что надо жить там, где тебе хорошо, а не там, где лучше, соответствует вкусам неискушенной публики. Тем более массовой украинской, вскормленной на телевизионных мелодрамах.
Фильм «Истальгия» — это дебютная картина Дарьи Онищенко. Для молодого режиссера проект стал еще и дипломной работой. Над созданием сценария вместе с Дарьей Онищенко трудился Мирослав Мандич, для которого это не первый опыт работы с полным метром.
Впервые показ кинофильма прошел в рамках кинофестиваля «Молодость», и вот теперь он стартует на широких экранах. В ленте задействованы актеры из Украины, Сербии, Австрии: Иван Добронравов, Карл Марковиц, Нина Нижерадзе, Алексей Горбунов, Вук Костич.
В фильме показано три европейских города: Киев, Белград, Мюнхен. Именно здесь параллельно развиваются три любовные истории. Немолодые эмигранты Руслана и Владан пытаются найти свое счастье в Мюнхене. Она приехала из Украины, он — из Сербии. Однако каждый из них не перестает тосковать по родине, чувствуя с ней непрерывную связь.
Тем временем взрослый сын Русланы Богдан собирается к матери в Мюнхен. Перед поездкой он ссорится со своей подругой Марией: она оказывается любовницей бизнесмена, у которого Руслан работает водителем…
В Белграде живет Зоран — сын Владана. Он также глубоко несчастный человек. Парень делает ремонт в доме у одной семейной пары и влюбляется в его хозяйку. Однажды Зоран становится свидетелем ссоры Гюнтера и Ялены, которые собрались навсегда покинуть родные края…
Все эти истории переплетаются между собой, создавая удивительный калейдоскоп. Смогут ли персонажи в конце концов обрести счастье и внутренний покой или они навсегда останутся теми, кого называют «потерянное поколение», — без дома, без родины без радости в жизни?