Иоанна Joanna
События картины разворачиваются во времена Второй Мировой войны в оккупированной немцами Варшаве. В столице поверженной Польши царит вечный страх и тревога за собственную жизнь, ведь гестаповцы арестовывают массы людей прямо на улицах. Однажды восьмилетней
«Иоанна» представлена в секции «Фестиваль фестивалей» 41 кинофестиваля Молодость». Режиссёр драмы — Феликс Фальк — поляк, родившийся в
Польская лента по существу целиком сконцентрирована на главной героине и переживаниях, сопровождающих её всю картину. Стоит отметить, что Урсула Грабовска, сыгравшая Иоанну, настолько профессионально, что порой драматизм накаляется до предела и действительно начинаешь сочувствовать безнадежному положению её и девочки. Положение польской женщины и еврейской девочки усугубляется всеобщим недоверием (даже матери к дочери), постоянными проверками, доносами (консьержки), возможностью выселения, непониманием окружающих и атмосферой оккупационного режима.
Хотя многие действия Иоанны не объясняются рациональной логикой, её поступками (но не в постели с нацистом) восхищаешься и осознаешь, насколько силён может быть дух слабой женщины, в то время, как мнимые польские подпольщики изображают из себя пафосных героев и устраивают пытки над своими соотечественниками.
Одновременно большим достоинством и недостатком стала доминирующее в хронометраже присутствие самой Иоанны. Как показывает опыт фильмов про евреев во время войны — «Мальчик в полосатой пижаме», «Жизнь прекрасна» или «Список Шиндлера» — саспенс и реалистичность достигаются внедрением в сюжет четко прописанных, хоть и второстепенных персонажей. В «Иоанне» же две небольшие доли экранного времени выделены на девочку Розу и немецкого майора. Эпизодичные же роли достались родителям Иоанны,
Поскольку весь сюжет связан с укрытием девочки у Иоанны и её страхом за их жизни, трудно назвать камерную драму монументальным живописанием всей военной атмосферы.
Учитывая равно ограниченные локации и персонажей, «Иоанна» смотрится на одном дыхании, беспрерывно, с интересом даже тогда, когда предполагаешь дальнейшие шаги сценариста.
Помимо удачного монтажа раскрытию потенциала драмы способствует и пронзительный саундтрек Бартоломея Глиньяка, который неоднократно работал с режиссером в предыдущих постановках. Все композиции удачно подобраны к эпизодам и являются одним из главных достоинств ленты.
К минусам картины можно отнести большой для односторонней драмы хронометраж и некоторые алогичные поступки героини, которые стоит списать на огрехи сценария. «Иоанна» — чрезмерно грустное кино, слегка мрачноватое с толикой безысходной безнадежности, порождающее запоздавшую злость на нацистов и коллаборационистов. Куда более внятным и приемлемым является шедевр Бениньи «Жизнь прекрасна», где блестяще в трагикомическом ключе обыгрывается та же тема.