Иисус Христос – Суперзвезда Jesus Christ Superstar
В каменистой пустыне останавливается автобус, из которого выходит группа людей, преимущественно тинейджеров. Довольно быстро выносится оборудование, строятся декорации, актеры надевают костюмы и начинается удивительное шоу, настоящий мюзикл, имя которому «Иисус Христос — Суперзвезда». Таким образом начал свой фильм канадский постановщик Норман Джуисон, воплотивший на большом экране знаменитую
По сути, опера, как и сам фильм Джуисона, строится на евангельских текстах, рассказывающих о последних днях жизни Иисуса Христа. Естественно, в экранизацию было привнесено авторское видение библейских мотивов. А главное — на первый план выходит не сам Христос (Тед Нили), а опальный апостол Иуда Искариот, которого великолепно сыграл темнокожий (!) Карл Андерсон. Иуда получился очень ярким, необычным персонажем, Андерсон сыграл своего персонажа эмоционально, буквально бурля фонтаном эмоций. Хорош был и Бэрри Деннен — Понтий Пилат, особенно в знаменитой сцене умывающего руки прокуратора. Удивительно, но даже сам Иисус Христос, казалось бы, центральная фигура повествования, проигрывает Иуде в заочном «соревновании» эффектности образа, хотя, скорее всего, это Тед Нили не справляется с харизмой Карла Андерсона. Даже гитарные ритмы в песнях Иисуса многим гармоничнее и спокойнее, чем рваный, визжащий аккомпанемент пения Иуды.
Иисус получился поистине человеком, а не Богом. Об этом и ведут речь авторы, говоря устами Иуды о том, что Христос, считающий себя обычным человеком, сделал большую ошибку, поддавшись влиянию толпы, желающей видеть в нем божественного посланника. Иуда же в фильме не
Кинокартина «Иисус Христос — Суперзвезда» мне кажется лучше оперной версии, прежде всего, благодаря отсутствию громоздких декораций и наличию возможности менять фон происходящего. Действие, разыгранное талантливыми актерами с поставленными голосами, происходит на живописном фоне ближневосточной природы, что добавляет фильму дополнительные баллы. Кроме того, режиссер воспользовался возможностью и внес в историю свои авторские «мазки». Вместо колонны римлян мы видим немцев в касках и автоматах — символы бесконечной деспотии, а агрессию и злобу и вовсе выражают надвигающиеся на героев танки. Конечно же, время выхода картины не могло не наложить свой отпечаток на работу Джуисона. Апостолы Христа здесь больше похожи на хиппи
В итоге актеры, вволю наплясавшись и спев с дюжину красивейших песен, сворачивают декорации, садятся в автобус и покидают пустыню, оставляя на Голгофе одинокий крест, эффектно стоящий на фоне уходящего в закат солнца. Постепенно смолкает и музыка. Несмотря на эффектность созданной картинки, в финансовом плане киноверсия «Иисус Христос — Суперзвезда» была не столь удачной, как опера, хоть и собрала лишь в США более