Хроники обыкновенного безумия Príbehy obycejného sílenství
Чешское и словацкое кино давно являются одними из самых интересных и характерных в Европе. В основном это относится к их общему прошлому — Чехословацкой новой волне, которая в
Не сдала позиции и киноиндустрия обеих стран после их разъединения. Хотя киностудии и приватизировали, и они лишились государственной поддержки, кино продолжают снимать. Картин выпускают немного, но зато какие! Каждый фильм — неповторимое произведение, а не штамповка стандартных сюжетов. Вот и «Хроники обыкновенного безумия» Петра Зеленки — уникальное по стилю и содержанию творение, вобравшее лучшее из традиций чешского кино.
Вы подумаете, что он ненормальный? Присмотритесь к его окружению. Его отец (Мирослав Кробот) — бывший диктор государственного радио — живет тем, что дни напролет следит, как в открытой бутылке пива зарождается и умирает пузырь. Мать (Нина Дивишкова) думает, что он сошел с ума, хотя она так думает обо всех вокруг. Сама же она верит, что люди во всех горячих точках мира выживают только благодаря ей. Для этого она сдает кровь для беженцев. Начальник Петра (Карел Гержманек) ненавидит свою жену и влюбляется в манекен, который почему то взаимностью ему не отвечает. Устав от проделок и экстравагантности Петра, его бросает девушка Яна (Сюзана Сулаева), которая пытается найти любовника, чтобы поскорее забыть
Медленный и меланхоличный мир, в котором живут герои Зеленки, — реальный мир любого чешского городка, где фактически нечем заняться. Развлечения приходится придумывать себе самому. «Хроники обыкновенного безумия» протекают настолько спокойно, неторопливо и правдоподобно, что у нас есть время не только посмотреть фильм, но и параллельно подумать над его посылом. И тогда мы начинаем понимать, почему безумие здесь обыкновенное. Ведь вон тот парень похож на моего соседа, а у другого причуды, совсем как у коллеги по работе. Все то фриковство и иррациональность, какими переполнена картина, знакомы любому человеку, пожившему в Восточной Европе.
«Хроники обыкновенного безумия» — необычайно наивное и открытое кино. Здесь вам не покажут хитросплетений сюжета, здесь вы не увидите гениальной игры актеров, ведь зачем напрягаться, чтобы сыграть реальных людей. Все актеры играют себя, ну, а если не себя, то
Вся картина на этом и построена — на сочетании искреннего юмора и трагикомизма людей с абсурдностью происходящего. Такое ощущение, что герои Яна Шванкмайера перебрались из сюрреалистичной мультипликации в большой кинематограф. Рекомендовано всем, кто хочет насытить свой мозг приятным зрелищем, оставляющим великолепное послевкусие на долгие дни.
Петру Ханеку (Иван Троян), если судить по его возрасту, пора бы уже заняться
Но апатия сменяется определенными действиями, когда главный герой, наконец, понимает свое незавидное положение: ему уже тридцать три года, поэтому терять Яну никак нельзя. Да и новые соседи могут похвастаться своими муравьями в голове, периодически обращаясь к Петру с деликатной просьбой — чтобы тот смотрел, как они занимаются любовью. Они
Несложно сделать вывод уже по первым минутам просмотра — кино будет как минимум странноватое. Так оно в итоге и оказалось — «Хроники обыкновенного безумия» частенько доходят до границы откровенного бреда, но от этого, на удивление, противно не становится. Получилось эдакое легкое безумие, в котором принимают участие нестандартные герои, имеющие особое обаяние. Особенно ценно еще и то, что некоторые ситуации, какими бы абсурдными они поначалу ни казались, имеют вполне реальные корни из нашей жизни.
Если вам нравятся герои, чьи поступки, мягко говоря, удивляют, — «Хроники обыкновенного безумия» станут настоящей находкой. Для роли Петра подобрали хорошего актера Ивана Трояна, который при просмотре не нравился поначалу, но потом это чувство пропало. Вот с Сюзаной Сулаевой не слишком повезло, так как актриса банально не тянет роль Яны, как бы она там ни старалась. А вот кто действительно понравился, так это родители Петра. Персонажи сами по себе получились колоритными, и в этом очень большая заслуга актеров, блестяще воплотивших их на экране.
Практически вся картина пропитана тоской по социалистическому прошлому, что в контексте современной Чехии выглядит довольно странно. Нет, люди всякие бывают (особенно такие уникальные типажи, как в этом фильме), но увидеть здравой логики в этом нельзя. Хорошо, хоть акцента на этом нет, а то Петр со своими приключениями мог не раскрыться полностью. В любом случае неподготовленный зритель будет ошарашен происходящим на экране и манерой подачей — это вам не Голливуд, как ни крути. Собственно, даже европейские страны обычно снимают более стандартное, привычное кино, чем «Хроники обыкновенного безумия».
Кому подойдет фильм Петра Зеленки? Круг потенциальных зрителей небольшой, но он точно есть. В конце концов, на любое кино есть спрос, каким бы оно странным, вызывающим или противным ни было. Одно можно точно сказать: если голливудская продукция уже начала наскучивать, то в рамках профилактики будет полезным ознакомиться и с таким вот симпатичным безумием. А если вы еще и европейское кино любите, тогда вопрос о просмотре подниматься не должен.