Хранители Watchmen
Хранители
Ближе к середине первого десятилетия 21 века, экранизации комиксов перешли на новый уровень качества. Если раньше, каждый фильм про очередного «супер-кого-бы-то-ни-было» можно было резать на раскадровку и выпускать очередную книгу комиксов, не меняя в репликах ни слова, то сейчас все изменилось. Ну, а если не совсем все, то многое. Фильмы про супергероев — это теперь не только люди в трико, сцены поединков и хэппи-энды, а подчас еще и какой-никакой смысл. Первым подобным примером можно считать «V значит вендетта» — кино, наивное как школьница, но нагруженное понятными каждому истинами, в основном социального характера. Далее же был Кристофер Нолан со своим «Темным Рыцарем», самым популярным среди непопулярных и самым смысловым среди бессмысленных, блокбастером последних лет. А между ними же уместился подлинный шедевр — «Хранители» Зака Снайдера, фильм, ставший ядерным взрывом, который почти никто не заметил.
Впрочем, ведь так часто и бывает — людей больше задевает кража пенсии у соседней старушки, чем жестокая бойня в каком-нибудь Сомали. Ведь, бабушка то, вот она, прямо здесь — ее боль близка и понятна, в отличие от боли далеких и чужих Сомалийцев. Вот так, отчасти, и получилось с «Хранителями», которые аудиторию то, конечно, нашли, но, большей частью, совсем не свою. Впрочем, может на то и был замысел Зака Снайдера, режиссера, чье творчество уютно располагается в оценке своей ценности в диапазоне от «отвратительно» до «гениально». И его «Хранители» — гораздо ближе ко второму, чем к первому. Эта совершенно феноменальная по масштабности лента, перемещает зрителей в параллельную современной действительности реальность. И в этой реальности холодная война до сих пор идет, смерть человечеству угрожает ежесекундно, а покой Америки хранит Доктор Манхэттен, в бытность свою обычным человеком, угодивший в эпицентр сложного химического эксперимента. Не просто очередной «супермен», а настоящий полу-бог, Манхэттен, вместе с группой энтузиастов на досуге выигрывал для Никсона Вьетнамскую войну и снижал уровень преступности до возможного минимума. Однако прошло время, коллеги его постарели и обозлились на весь мир, а весь мир — на них. Супергеройство объявили вне закона, но, когда кто-то начинает убивать самих супергероев, закон отходит на второй план.
Уже начиная с дебютной сцены драки в отеле, «Хранители» поражают своей визуальной совершенностью и колоссальным размахом. По-настоящему мрачная вселенная фильма растягивается от Нью-Йорка и Москвы до миров, полностью созданных воображением Манхэттена, создавая впечатление чего-то необъемного и недоступного восприятию, а потому, поражающего воображение. Осознанная театральность большинства сцен, кажется, никогда не бывший таким эффектным слоу-моушн, развернутость и подтекстная составляющая диалогов — все это как скафандр для космонавта, готового с минуту на минуту попасть в открытый космос. «Хранители» и впрямь могли бы напоминать театральную постановку, если бы не одно «но» — такие декорации стали доступны лишь с появлением ну очень высоких технологий. Благодаря которым, уже упомянутая визуальная составляющая была доведена Снайдером до абсолюта. Тоже самое можно сказать и про само действо, персонажей, ход этого действа запускающих, и сцен, его завершающих. Если бы «Хранители» были картиной — это было бы нарисованное Бэнкси на огромной стене граффити с пейзажем, изображающим космос. Вот так вот ловко в фильме сочетаются десятки разных мотивов и посылов, варьирующихся в своем содержании от анализа несовершенности человека как такого, до похожих мыслей уже в адрес мира, который этот человек сотворил. Такую глобальность и объемность (в противоположность от плоскости) суждений, Снайдер размешивает в нескрываемой стилизации под 80-е, полдюжине ярчайших персонажей, реках крови и путешествиях по нематериальным мирам. Зачем? Видимо для пущего впечатления. Которое для некоторых, оказалось уж слишком сильным, что и неудивительно, учитывая формат, в рамках которого действовал режиссер. Трехчасовой (в режиссерской версии — на час дольше) фильм про супергероев — это или феерический успех, или полный провал. И пусть, на самом деле, «Хранители» в самую последнюю очередь — кино про супергероев, оболочка всегда будет или перевешивать, или перемешивать содержимое. И как бы это ни было грустно, это понимает и целевая аудитория фильма, и сам Зак Снайдер, а самое главное — его герои.
Странное ощущение от просмотра. С одной стороны нелепый атлет голубого цвета со светящимися глазами, трясущий своим членом на протяжении трех часов. И как нормальная девушка, я смотрела на его член. И вопрошала себя — а почему бы не одеть этого
С другой стороны совершенно фееричный и неподражаемый сюжет. Черный юмор, добродушные усмешки, пародии и приколы, которые
Замечательно прочерченные, точно грифелем на доске, характеры
Это было сильно, скажу я вам. И по телу бежали мурашки. Когда хоронили Комедианта, всю жизнь играющего трагикомедию, идущего по самому краю и, шутя, заглядывающего в бездну, играла веселая музыка. Друзья быстро ушли с кладбища, не желая мокнуть под дождем. А заклятый враг его пришел на могилу, чтобы положить цветы и отдать дань уважения тому, кого всю жизнь ненавидел. Перед смертью Комедиант приходил к нему и говорил «Что же это значит, если единственный, кому я могу довериться — мой злейший враг?»
И тут я поняла, товарищи, на что всесильному человеку синего цвета его голый член на протяжении всего фильма. Он нужен ему, чтобы мы увидели — он беззащитен перед нами. Пытаясь спасти нас, людей, он на самом деле — всего лишь младенец, появившийся в результате чудовищной роковой случайности. Младенец, взлелеянный человечеством, на которого возлагалось столько надежд… ребенок, который ступает босыми ногами по земле и отчаянно хочет научиться понимать людей и разделять их радости и горести.
А Роршах? Этот циничный принципиальный псих, который вершит свое правосудие. Как интересно показан этот человек. Он не боится боли, не боится смерти, он много размышляет о жизни, обществе, политике, устройстве мира и о месте человека на земле. Он не знает пощады, а шаги его предсказать невозможно — ведь он псих, не забывайте об этом. Но на самом деле… на самом деле это рыжий маленький мальчик в веснушках, сын проститутки. Одинокий, разочаровавшийся в людях, ищущий спасения в своих идеалах и принципах.
Ах какую махинацию задумали Хранители. И как удачно все получилось у них. И мир на Земле сохранили, и себе не изменили. Не изменили ли? И стоило ли на алтарь мира приносить столько жертв, чудовищной лжи и так много усилий тратить на то, чтобы люди держались за руки и улыбались без устали? Кого они пытались спасти? Человечество или свою шкуру?
Роршах не шел на компромиссы. Он знал. Тайное всегда становится явным.
А Комедиант говорил — «Ты разве не понял, от кого мы спасаем людей? От самих себя…» И смеялся, и по лицу его текли слезы.