Геронтофилия Gerontophilia
Старость в радость
Фильм «Геронтофилия» канадского режиссера Брюса Ла Брюса был показан в Украине в рамках программы ЛГБТ-кино «Солнечный зайчик» 43-го МКФ «Молодость». Провокатор и пропагандист естетики гей-порно в кино Ла Брюс уже был участником «Молодости»: в 2010 году он лично представлял свою предыдущую полнометражную работу - номинированного на фестивале в Локарно «Зомби из Лос-Анджелеса».
Как можно догадаться из названия, «Геронтофилия» - фильм о влечении молодого человека к старику. Наиболее близкая к работе Ла Брюса картина – культовая черная комедия «Гарольд и Мод», в которой юный герой влюбился в старушку. Но стилистически «Геронтофилия» ближе не к нему, а, скажем, к телевизионному байопику «Анна Николь», в котором роман между 90-летним магнатом и молодой моделью «Playboy» представляется наивным и искренним чувством.
Главный герой «Геронтофилии» - юный красавчик Лейк. Он живет с матерью, частенько меняющей хахалей, встречается с девчонкой-феминисткой, спит под огромным плакатом с Махатмой Ганди и заглядывается на седого дворника. Благодаря очередному ухажеру мать Лейка становится управляющей в доме престарелых, а сына пристраивает туда же санитаром. Парень с удовольствием, в отличие от коллег, ухаживает за дряхлыми пациентами. Вскоре он сближается с одним из постояльцев - мистером Пибоди – 80-летним темнокожим музыкантом, чья сексуальная ориентация безошибочно определяется по жеманным манерам. Старик мечтает увидеть перед смертью море, а Лейк хочет просто сбежать со своим возлюбленным.
«Геронтофилия» получилась самым непорнографическим фильмом Ла Брюса. Сцены нежности между героями показаны здесь намеками, и даже поморщенная кожа одного из любовников, которую ласкает юноша, не вызывает отвращения. Режиссер, от которого можно было в страхе ожидать хардкор, даже софткор не показал, и это скорее хорошо, ведь не отвлекает от главного, что есть между разновозрастными героями – любви. Чувства Лейка к Пибоди – не то просто извращенный зов плоти, не то проявление человеколюбия и милосердия в высшей степени. «Ты святой», - говорит Лейку его подружка. «Вовсе нет», - отвечает герой.
«Геронтофилия» - аккуратная мелодрама, которая не удивила бы ничем, если бы не заявленная в названии тема. Ла Брюс сам стебётся над жанровыми шаблонами своего фильма. История донельзя поверхностна, ее тяжело воспринимать всерьез, а сюжетные повороты искусственны. Нарочитая комедийность есть в образе подружки Лейка, с пафосом собирающей список женщин-революционерок, куда попадают как террористки РАФ, так и Йоко Оно, и в нем обязательно был бы упомянут Лейк, если бы не его пол.
Ла Брюс сделал милое зрительское кино, которое можно смотреть если не с улыбкой, так из любопытства. Ирония в том, что в фильме прослеживаются мэсседжи, критиковать которые неприлично даже самым ярым гомофобам и ханжам. Это «любви все возрасты покорны» и «не обделяйте вниманием стариков».