Фонтан The Fountain
Это романтическая и трогательная история повествует о вечной борьбе одного человека ради спасения женщины, которую он любит. Его эпическое путешествие начинается в далёком 16 веке в Испании, где конкистадор Томас отправляется на поиски овеянного мифами Фонтана молодости, который, согласно легендам, дарит испившим из него бессмертие, надеясь с его помощью исцелить свою королеву. Переносясь в наши дни, мы видим ученого Томми Крео, который отчаянно пытается найти панацею от смертельной болезни, медленно убивающей его любимую жену Изабель. Ещё пять столетий спустя, в
Сказание о том, чего мы никогда не обретем
Его герои всегда должны быть чем-то одержимы. Будь-то Макс Коэн («Пи»), для которого вся жизнь сводилась к расшифровке числа мироздания, или Гарольд («Реквием по мечте»), в очередной раз вывозящий из дому телевизор матери, дабы прикупить пару грамм героина. На сей раз Аронофски одержим поисками вечности, бессмертия и любви.
Еще в 1999 году американский режиссер написал сценарий «Фонтана» и был полностью готов к съемкам. Бюджет зашкаливал, актеры были подобраны. Но предатель Брэд Питт ушел из команды ради съемок в «Трое» и через 5 лет его вместе с Кейт Бланшет заменили Хью Джекман и Рейчел Вайс. Соответственно урезался бюджет, переписывался сценарий и вместо спецэфектов для сцен космоса снимались химические реакции веществ. В этом тоже можно поискать какое-то зашифрованное послание автора о том, как связаны все элементы природы, об их схожести и о том, как великое возникает из малого. Но по большей части это уже будут выдумки, ибо и без этих умозаключений авторский проект режиссера наполнен порой излишними пучинами философских смыслов.
Действие картины охватывает тысячелетие, разделенное на три фазы. В каждой из них повествуется о разных героях, но о тех же желаниях. Средние века. Испанию захватил Инквизитор и Королева (Вайс) просит своего конкистадора (Джекман) найти то заветное Древо Жизни, о котором говорит Библия. Наши дни. Возлюбленная ученого (все те же Вайс и Джекман) больна раком и он отчаянно пытается произвести лекарство от смерти. Где-то в будущем. Лишенный волосяного покрова Джекман парит в пузырьке с деревом по просторам космоса. Несмотря на кардинально разные истории, которые объединяет лишь одна связующая нить – вопрос о смерти и бессмертии, – Аронофски умело соединил их в одно целое, из предыдущего рассказа возникает следующий, из последующего – предыдущий. Он поднял темы, за которые его назвали претензионным и пафосным. Хотя почему? Ведь он показал то, к чему человечество стремится уже не первый век – к бессмертию, а достигнув его, гибнет от своей алчности.
Если бы был список «Самых красивых фильмов», то «Фонтан», несомненно, вошел бы в 50-ку лучших. Большая часть фильма разворачивается на крупных планах, шепот героя шевелит волоски на шее его любимой, во дворце Королевы Испании горят сотни подвешенных в воздух светильников, создавая эффект мерцающих звезд, и все это происходит под чарующую музыку Клинта Мэнселла.
«Фонтан» во многом перекликается с «Реквиемом по мечте»: те же ракурсы, та же подача кадров, в конце концов, тот же оператор и композитор. Но если «Реквием …» был острым как лезвие, преисполнен напряжения и некоей угрозы, то «Фонтан» - всего лишь мягкая сказка, похожая на пузырь, который плавно, не спеша двигается в небе. Но от этого отнюдь не хочется спать, как ни странно. Фильм мягко погружает в свои недра, накрывая зрителя невесомым покрывалом.
Эту картину можно или любить, или не любить. Но никак не старатьсяпонимать. Каждый найдет для себя свое объяснение того, что он увидит на экране. Кто-то подумает, что это был рассказ о реинкарнации и жена ученого Изи лишь описала предыдущую и будущую жизни в своей книги. Кто-то посмотрит на все, как на сон, что сниться герою Джекмана. А кто-то будет просто недоумевать и пытаться ковырять фильм вдоль и поперек, считывать символы, трактовать то, чего там нет и быть не может. Но если попытаться просто смотреть, не задавая лишних вопросов, не думая о том «как», «почему» и «откуда», просто расслабиться, войти в некое состояние медитации вместе с героем, возможно созерцание чего-то и станет тем актом творения… Ведь как только начнешь понимать или пытаться, то все это хрупкое сооружение рухнет прямо на голову и погребет любого в своих останках, из которых выбраться не будет сил, а только барахтаться и барахтаться. А вот если бы в свое время Даррен Аронофски не переписал сценарий, то возможно бы его строение было бы гораздо прочнее.
4/5
Во все времена умы всего человечества занимала мысль если и не о бессмертии, то хотя бы о значительном продлении жизни, ведь по сути она так коротка, а по сравнению со вселенной мгновенна. И не всегда эти рассуждения и даже открытия выходили чисто из эгоистических соображений, потому что практически у каждого человека есть его вторая половинка, которой он стремится подарить счастье и, конечно, долгую жизнь.
Именно так и произошло в картине «Фонтан». Режиссер показывает нам сразу целых три сюжетных линии, которые связаны только лишь одной
Уникальная картина. При этом совершенно не удивительно, что большинством зрителей она так и осталась не понятой и практически забытой среди стопки фантастики. А ведь в ней режиссер Даррен Аронофски сосредотачивает внимание на трех основных аспектах существования человека: любви, жизни и смерти. Причем к этим вопросам автор подходит не с точки зрения прагматики и холодной научности, а с точки зрения философии и внутренних чувств, которые рождают эти стихии.
Аранофски заставляет зрителя думать и рассуждать. А объектом этих рассуждений автор делает жизнь самого зрителя, а не жизнь своих героев. После просмотра становится зеркально ясно, что мы совершенно не на то тратим свое бесценное время, совершенно не задумываемся над жизнью своей и жизнями дорогих нам людей. Но эту идею еще нужно суметь разглядеть.
К сожалению, зритель, как правило, замыкается на картинке и хочет всего лишь красивого и фантастического зрелища, так как фильм отчасти о будущем. К слову будет сказано, что при создании своего детища автор пошел очень нестандартным путем. Даже при условии, что по его замыслу предстояло снимать элементы научной фантастики, Аранофски наотрез отказался от использования компьютерной графики и спецэффектов. Вместо этого он применил в фильме ускоренную микросъёмку химических реакций, сделав тем самым из своего детища шедевр.
Отдельная тема для восхищения — музыкальное сопровождение картины, которое выполнил, как всегда, композитор Клинт Менселл, старый коллега и друг режиссера. С его подачи фильм стал сказочным: музыка волшебно подчеркивает и передает эмоции всего происходящего на экране.
Итак, картина вполне достойна того, чтоб ее пересмотреть больше одного раза и не переставать восхищаться ею.