Фаренгейт 9/11 Fahrenheit 9/11
Один из самых спорных и провокационных фильмов 2004 года, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля. В нём режиссер Майкл Мур подвергает острой критике действия администрации действующего на то время президента Джорджа Буша в связи с трагическими событиями 9 сентября 2001 года. Со свойственными ему едким юмором и правдолюбием Мур предоставляет сокрушительный обзор политики
«Фаренгейт 9/11» — один из самых неоднозначных документальных фильмов, вызвавших столь бурную реакцию общественности. И неудивительно — Майкл Мур в своей картине изобличает администрацию президента Америки и раскрывает причастность государственных структур к теракту 11 сентября 2001 года.
В целом идея фильма не нова — бросить вызов административной машине, сыграв на антигосударственных настроениях зрителя. Но Мур приводит некоторые косвенные доказательства, выглядящие очень убедительно, которые явно говорят о причастности Буша к организации теракта. Перед зрителем раскрываются и связи с семьей главы террористической
Мур проявил гениальное мастерство, приведя в фильме великое множество фактов, документов, вырезок из интервью, сопроводив их точными и емкими комментариями. Режиссер показывает жестокую жизнь совсем не такой, как мы привыкли видеть ее на экранах. Искалеченный труп ребенка в мусорном баке, матери, голосящие по убитым иракцам и убитые горем матери американских солдат, оборванные беженцы. Такой правды жизни, совсем не художественной и не постановочной, в картине достаточно.
Особо нужно отметить мастерство монтажа: издевательства над иракцами перемежаются удивленными криками солдат: «Мы же их освобождаем, непонятно, чего они в нас стреляют?». Затем — семьи убитых американцев, после чего снова американцы в Ираке, которым надоело воевать, ведь они приехали «мир посмотреть». Такой ужасный калейдоскоп является подстановкой нужных картинок в правильной последовательности, но это лишь метод, с помощью которого Мур обличает государство в столь масштабной трагедии.
Фильм, кроме основной идеи, показывает, до чего людей доводит патриотизм: мать одного из тысячи погибших в Ираке солдат, уговаривала сына ехать на войну. Он плакал, не хотел и боялся туда ехать, но мать отправила его, удовлетворившись выполненным долгом перед страной. Это яркая иллюстрация не только патриотизма, но и слепого доверия власти.
Необычно название, в котором обыгрывается название романа Рэя Бредбери «451° по Фаренгейту — температура, при которой горит бумага». У Мура «Фаренгейт 9/11» — это температура, при которой горит свобода (9/11 — 9 сентября, когда самолет подорвал
«Фаренгейт 9/11» очень разноплановый фильм, поэтому основные идеи и смысловую нагрузку понять сразу не очень легко. Первое, что можно ощутить и описать после просмотра, — состояние шока, сопереживание и осознание.
Фильм рекомендован к просмотру, поскольку темы, показанные в нем, актуальны не только для Америки.