Это чертово сердце Це кляте серце (Dieses bescheuerte Herz)
«Вы гуляка и эгоист, но вы лучшее, что было в жизни этого ребенка»
Фильм Марка Ротемунда «Это чертово сердце» прекрасно прошелся по человеческой жизни, ее настоящим и мнимым ценностям.
В нем также хорошо показано, и при этом без ненужного менторства, которое свело бы все насмарку, на что действительно стоит жизнь эту потратить, а мимо чего – пройти, даже не бросив взгляд.
Немалая заслуга в том, что кино действительно трогает до глубины души, принадлежит трио сценаристов – Мэгги Перен, Энди Рогенхагену и Дэниэлу Мейеру. Они очень бережно обошлись со ста минутами хронометража, сумев уделить равное внимание всем сторонам этой человеческой драмы, что удается в подобных фильмах отнюдь не всегда.
А сторон в «Этом чертовом сердце» целых пять: 15-летний Дэвид, страдающий пороком сердца и не только; прожигающий на вечеринках жизнь мажор Ленни; уставшая, но стойко несущая свою ношу мать мальчика; отец мажора, наблюдающий за растрачиванием жизни собственным сыном; и наконец - наблюдающие драму со стороны – от медсестры в больнице до мерзавца-соседа больного подростка.
Дэвид (не по-детски солидная убедительная игра юного Филипа Шварца) показан у Ротемунда совсем не лакированным страдальцем, который вот-вот взлетит на ангельских крылышках. Это живой подросток со своими слабостями, крайне переменчивым настроением, эмоциями. Вынужденный повзрослеть гораздо раньше в силу выпавших ему испытаний, которые некоторым взрослым не выпадают за всю жизнь, он в то же время остается еще ребенком со своими нехитрыми желаниями, которые выливаются в тот самый легендарный список. Это противоречие добавляет смятения в душу Дэвида, так что найти общий язык с ним порой сложно даже родной матери. Хотя и юмора мы от него тоже дождемся, причем иногда там, где вовсе не ждали. Например, его выговор Ленни за опоздание при первой встрече смотрится скорее забавным поклоном в сторону немецкой пунктуальности, чем капризной претензией подростка. К своим болячкам он тоже порой умудряется относиться с юмором и недетской иронией, хотя это не всегда удается.
Чтобы дать представление о Ленни, которого столь же блестяще играет Элиас ЭмБарек, постановщику и сценаристам хватает буквально пары сцен. Одна из них – сцена с Ленни и его друзьями в ночном клубе, где жизнь кипит и растрачивается с бешеной скоростью, а вторая – приключение с машиной, результат которого еще не раз будет показан в ленте как некий символ потребительского отношения к жизни. К потреблению привыкаешь настолько, что когда Ленни резко выдергивают из этой зоны комфорта, для него это поначалу стает не просто шоком, а почти концом света. Он с удивлением «осваивает» жизнь за пределами ночного клуба и видит, насколько жестки, даже жестоки ее реалии. Например, - тяжело больные дети.
Бетти, мать Дэвида, сыгранная Надиной Вриц, - снова-таки не классическая страдалица, покорно несущая свой крест ухода за больным сыном. Она тоже устает, раздражается, отчаивается и это наглядно демонстрирует, что тем, кто рядом с больным ребенком или просто тяжелобольным близким человеком, ничуть не легче, чем им самим, а может, иногда и тяжелее, несмотря на все понимание и участие.
Нечто похожее переживает отец Ленни в исполнении Уве Пройсса. Он посвящает все время, практически даже всю жизнь, спасению и помощи тяжелобольным детям, а его непутевый сын сутками прожигает это время на тусовках и вечеринках. Наблюдать за этим вряд ли легче приятнее, чем за 15-летним сыном, страдающим от порока сердца. Ведь это тоже болезнь, только с менее ярко выраженными физическими симптомами, однако разрушающая человека намного сильнее.
Ну и наблюдатели, каждый со своим отношением к происходящему. Их круг в фильме достаточно широк, но выделить бы хотелось двоих. Одна из них – медсестра в клинике, сказавшая, пожалуй, ключевые за всю картину слова, которые адресовались Ленни: «Вы гуляка и эгоист, но вы лучшее, что было в жизни этого ребенка». Все же нечто глубоко человеческое в себе трудно убить даже таким разгульным и потребительским отношением к жизни.
Второй – сосед, который неизвестно почему, но упорно видит в Дэвиде обманщика-симулянта. Понять его сложно и наверное, это единственный персонаж, в какой-то мере остающийся в фильме загадкой, но скорее всего, в основе лежит «добрая» человеческая зависть и комплексы неполноценности человека, которому мало, по его мнению, уделяют внимания окружающие. Хотя здесь это лишь мои предположения, не более.
В целом ленте Ротемунда при желании можно поставить в вину штампы и клише. Но, на мой взгляд, лишний раз сказать о главном в жизни, пусть даже знакомыми простыми словами – очень важно и нужно. И в «Этом чертовом сердце» это удалось. О том, что в жизни надо не только брать, но и отдавать, причем намного больше. О том, что нужно надеяться и жить, когда даже у тебя нет уверенности, увидишь ли завтрашний день. О том, что всем людям нужно, по существу немногое – сострадание, внимание и участие. Да, у Дэвида будет список желаний материальных. Но на самом деле ему нужно, чтобы в его жизни появился человек, интересный ему и которому небезразличен он сам, который сможет убедить его радоваться жизни, несмотря ни на что, и получать от нее не только страдания, но и радости. Проще говоря, Ленни учится отдавать, а Дэвид учится брать.
В этом лейтмотив фильма, и именно поэтому посмотреть его без эмоций, даже слез на глазах, не получится. Несмотря на всю его внешнюю сюжетную простоту. Безусловно, один из лучших немецких фильмов года.