Исследовать кинематограф 60-70-х годов ХХ столетия можно вновь и вновь, открывая для себя неизведанные грани многочисленных освещаемых режиссерами идей. В это время по Европе и США прокатилась волна студенческих (и не только) беспорядков, которая вскоре закончилась, оставив после себя более или менее заметное политическое наследие. Как и любое другое протестное движение, источником которого был протест ради протеста, эти мятежи были обречены, потому что нельзя «просто» бороться с властью. Власть извечна, она может быть лучше или хуже, но она будет всегда. События той эпохи отразились в многочисленных художественных произведениях, например в фильме «Если…». Эта драма была снята в Великобритании в 1968, а одну из главных ролей исполнил новичок — Малкольм МакДауэлл, сразу приобретший общеевропейскую известность.
События, показанные в фильме, носят обобщающий характер, но съемки происходили в настоящей британской школе, из-за чего рабочая группа не сразу сумела получить согласие со стороны учебного заведения (настолько оказались актуальны показанные события). В конце 60-х в британских частных школах еще сохранялись «средневековые» пережитки, согласно которым старшеклассники имели тотальную власть над младшеклассниками. Главный герой этого фильма, Мик Тревис (МакДауэлл), оказывается одним из тех, кто не доволен существующими порядками. Он находит единомышленников, с которыми он пытается установить новую систему взаимоотношений между классами. В конечном итоге это приводит к конфликту, в котором руководство школы придерживается установленных порядков, другими словами, выступает на стороне старших курсов. Мик и его товарищи подвергаются телесным наказаниям. Руководство школы не предусмотрело только то, что наказанные найдут тайник с автоматическими винтовками. Эта находка привела уже к вооруженному противостоянию.
Драма «Если…» интересна актерской игрой не только потому, что исполнители великолепно воплотили своих персонажей на экране. Атмосфера 60-х, досконально переданная кинематографистами, предстает перед современным зрителем очень натуралистично.
В этой своей дебютной роли Малкольм МакДауэлл проявил себя как талантливый характерный актер. Его персонаж, несмотря на всю беспечность и максимализм, убедителен. Мик Тревис, без сомнения, может вызвать симпатию у зрителя.
Фильм «Если…» имеет смысл смотреть в том случае, если зритель изначально знаком с историческим контекстом. В таком случае ему обеспечено увлекательное путешествие по эпохе, в ходе которого придется отвечать на многие спорные вопросы. Здесь нашлось место не только теме физического насилия и властной жестокости. Кинематографисты затронули тему сексуальной революции, насилия в семье и т. д. Разумеется, одной из ключевых тем фильма является противостояние личности и общества.