Еще одна из рода Болейн The Other Boleyn Girl
Историческая тема, столь излюбленно поднимаемая голливудскими мастерами, уже вызывает некоторую оскомину у российского зрителя. Не могу ручаться за весь мир, скажу только о нашем брате. Да, мы любим так, чтобы было наверняка,
На этот раз на экраны вышел фильм о «Еще одной из рода Болейн».
Сентиментальная история о любви, предательстве и страсти ныне снималась под режиссерством Чадвика, специалиста по мыльным операм. Схематично и поверхностно очерчена общая историческая линия, смазаны характеры персонажей, а часто и вовсе перепутаны местами. Зато страстям и красивым планам на фоне бегущих облаков отдано наибольшее предпочтение.
Спасают положение свежие лица Скарлетт Йохансон, которая на протяжении всего фильма тщательно играет смирение, доброту и порядочность и Натали Портман, колоритной игрой перекрывающей отсутствие характера у своего персонажа. Эрик Бана, неожиданно сделавший из Генриха VIII статного красавца, мечется весь фильм, занимаясь исключительно половыми делами, что собственно не далеко от исторической истины. Почтенное семейство по очереди подкладывает под короля своих дочерей. Одна из них оказывается хитрее или глупее своей милой покладистой сестры и методично не дает королю, у которого случается жестокий спермотоксикоз и полностью отказывает разум. Вот вы смеетесь, а гормональные бури в крови Генриха VIII меняют ход истории Англии. Раз и навсегда.
Если заранее расслабиться и быть в курсе того, что режиссер на деле снимает даже не фильм по мотивам исторических фактов, а продолжает работать над мыльной оперой, и сценарист старательно ему подыгрывает, то. То получается вполне милая картина. Да и актеры спасают положение во всю силу своих способностей — на них приятно смотреть. Главное — не уделять внимание тексту и не задумываться, ведь мыльные оперы созданы не для того, чтобы размышлять. Напротив, для расслабления мозга. Тем более, что результат проекта «Еще одна из рода Болейн» красив и в меру приятен на вкус. Если же вы почувствуете странное ощущение после просмотра — не удивляйтесь. Это всего лишь привкус мыльной пены.
Именно из-за этого тяжело сравнивать Эрика Бана с его блестящими предшественниками - Ричардом Бертоном (“Анна тысячи дней”), Робертом Шоу (“Человек на все времена”) и в первую очередь с Чарльзом Лоутоном (“Частная жизнь Генриха VIII”) - единственным из троицы, кто получил “Оскара” за королевскую роль. Бана проигрывает всем трем, его роль значительно ограничена во времени и не дает возможности блеснуть по-короливски, хотя он создал убедительный образ монарха, который всегда оставляет за собой последнее слово, но в то же время не лишен обычных человеческих слабостей, как и признаков человечности. Йохансон играет неплохо, но ее героиня всегда однообразно правильна и потому остается в тени других членов семейства, которые почти не пытаются скрывать далеко не невинные недостатки. Не совсем понятно, чем она привлекла внимание короля, и мало верится, что подобная чистая душа могла вырасти в настолько гнилой среде.
Остальные же Болейны - это настоящий парад или слабохарактерности, которая граничит с подлостью, или откровенной жажды власти, которая ломает все на своем пути. Командует парадом дядя сестер, герцог Норфолк (актер Дэвид Морисси), мерзавец безукоризненный, на счету у которого такие прекрасные сцены, как объяснение Анне ее обязанностей (“Вы подкладываете меня под короля?!” - “Да. Справишься?”) и допрос подробностей первой ночи Марии с королем (“Сколько раз?”) в присутствии ее отца, матери и мужа. Под его влиянием склоняются и морально гниют все, кто его окружает, несмотря на упрек во взгляде Кристин Скотт-Томас, которая играет мать сестренок с не лучшей репутацией. Стараются все актеры, но больше всего запоминается Портман.
Смена амплуа пошла на пользу актрисе, которая, по ее же словам, сыграла много хороших девочек. Очень правильным и свежим (в сравнении с предыдущими экранными версиями сюжета) кажется решение сделать в характере ее героини ставку на откровенную зависть и нескрываемую злобу: сцены, в которых Анна словами мучает сестру и “учит ее жизни”, вышли лучше всего, потому что лучше всего характеризуют этого человека, по крайней мере в данной экранизации. Более притянутым за уши кажется намерение сделать ее, по крайней мере в какой-то мере, сторонницей равноправия между полами - это слишком по-современному и похоже на попытку сделать более привлекательным персонаж, который в этом не нуждается. Анна-Портман борется за власть настолько энергично и целеустремленно, что извинения ей не нужны.
Перелом в сознании героини происходит тогда, когда она наконец достигает цели и понимает, что, кажется, прыгнула выше головы. А дальше идет уже отчаянная борьба за выживание, попытки героини убежать из клетки, в которой она сама себя закрыла, когда Анна начинает почти безуметь от страха и роет себе могилу собственноручно, прихватывая с собой и несчастного брата. Все это сыграно на должном уровне; правда, в финале Болейн больше всего напоминает перепуганного ребенка, но это, по-видимому, тоже часть замысла.
Итог: добротная, но не выдающаяся иллюстрация к очередной странице истории с достаточно большой примесью художественной фантазии. Почему об этой странице вспомнили именно сейчас? Ответ на этот вопрос дают финальные кадры, которые почти за руку подводят к повторному просмотру обеих “Елизавет”: Болейны Strike Back!
Саме через це важко порівнювати Еріка Бана з його блискучими попередниками – Річардом Бертоном (“Анна тисячі днів”), Робертом Шоу (“Людина на всі часи”) і у першу чергу з Чарльзом Лоутоном (“Приватне життя Генріха VIII”) – єдиним з трійці, хто виборов “Оскара” за королівську роль. Бана програє усім трьом, його роль значно обмежена у часі і не дає можливості блиснути по-королівськи, хоча він створив переконливий образ монарха, який завжди залишає за собою останнє слово, але водночас не позбавлений звичайних людських слабкостей, як і ознак людяності. Йохансон грає непогано, але її героїня завжди одноманітно правильна і тому залишається у тіні інших членів сімейства, які майже не намагаються приховувати далеко не невинні вади. Не зовсім зрозуміло, чим вона привернула увагу короля, і мало віриться, що подібна чиста душа могла вирости у настільки гнилому середовищі.
Решта ж Болейнів – це справжній парад або слабохарактерності, що межує з підлістю, або відвертої жаги влади, яка ламає усе на своєму шляху. Керує парадом дядько сестер, герцог Норфолк (актор Дейвід Морісі), мерзотник бездоганний, на рахунку у якого такі чудові сцени, як пояснення Анні її обов’язків (“Ви підкладаєте мене під короля?!” - “Так. Впораєшся?”) і допит подробиць першої ночі Марії з королем (“Скільки разів?”) в присутності її батька, матері і чоловіка. Під його впливом схиляються і морально гниють усі, хто його оточує, незважаючи на докір у погляді Крістін Скотт-Томас, яка грає матір сестричок з не найкращою репутацією. Стараються усі актори, але найбільше запам’ятовується Портман.
Зміна амплуа пішла на користь акторці, яка, за її ж словами, зіграла багато хороших дівчат. Дуже правильним і свіжим (у порівнянні з попередніми екранними версіями сюжету) здається рішення зробити в характері її героїні ставку на відверту заздрість і неприховану злість: сцени, в яких Анна словами катує сестру та “вчить її життю”, вийшли найкраще, тому що найкраще характеризують цю людину, принаймні в даній екранізації. Більш притягнутим за вуха здається намір зробити її, принаймні в якійсь мірі, прибічницею рівноправ’я між статями – це занадто по-сучасному і схоже на спробу зробити привабливішим персонаж, який цього не потребує. Анна-Портман бореться за владу настільки енергійно і цілеспрямовано, що вибачення їй не потрібні.
Злам у свідомості героїні відбувається тоді, коли вона нарешті досягає мети і розуміє, що, здається, стрибнула вище голови. А далі йде вже відчайдушна боротьба за виживання, спроби героїні втекти з клітки, в якій вона сама себе замкнула, коли Анна починає майже божеволіти від страху і риє собі могилу власноруч, прихоплюючи з собою і нещасного брата. Усе це зіграно на належному рівні; щоправда, у фіналі Болейн найбільше нагадує перелякану дитину, але це, мабуть, теж частина задуму.
Підсумок: добротна, але не видатна ілюстрація до чергової сторінки історії з чималою домішкою художньої фантазії. Чому про цю сторінку згадали саме зараз? Відповідь на це питання дають фінальні кадри, які майже за руку підводять до повторного перегляду обох “Єлизавет”: Болейни Strike Back!