Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире George Harrison: Living in the Material World

oKino:
8.1
8.1/10
из 10
IMDb: 8.2 (5,461)
Смотреть трейлер
Сюжет

Знаменитый голливудский мэтр Мартин Скорсезе предлагает нам совершить удивительное путешествие по жизни легендарного рок-музыканта, композитора и гитариста «Битлз» Джорджа Харрисона. Документальный фильм включает в себя множество уникальных видеозаписей, отснятых самим Харрисоном перед смертью для семейного архива, а также интервью с его женой Оливией, Полом Маккартни, Ринго Старром, Томом Петти, Эриком Айдлом и Терри Гиллиамом.
Фильм можно условно разделить на две части. В первой показано детство будущего музыканта, проведённое в Ливерпуле, знакомство с одноклассником Полом Маккартни и формирование группы, первые выступления в Гамбурге, ошеломляющая популярность и явление «битломании», а также путешествие Джорджа в Индию и увлечение индуизмом, которое затем ещё не раз будет находить своё отражение в его творчестве. Вторая часть фильма рассказывает о жизни Харрисона после распада «Битлз», его успешной сольной карьере, совместной работе с группой «Монти Пайтон» и создании новой группы «The Traveling Wilburys» вместе с Бобом Диланом. Мартин Скорсезе проделал замечательную работу, чтобы почтить память одного из самых талантливых и выдающихся представителей 20-го века, заслуженно названного настоящей легендой своего поколения.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Мартин Скорсезе представил на суд зрителей свою новую документальную лету про «тихого битла» Джорджа Харрисона, скончавшегося в 2001 году от рака. Через массу редких архивных кадров, фотографий и комментариев его современников нам приоткрывают завесу жизни одного из самых скрытных талантливых музыкантов мира.

Скорсезе не впервой снимать документальный фильм о музыканте, четырьмя годами ранее был «Роллинг Стоунз: Да будет свет». Впрочем, обе постановки отличаются настолько, насколько это возможно. Название «Жизнь в материальном мире» красноречиво даёт понять, что гитарист группы Beatles всю жизнь разрывался между двумя мирами — духовным и материальным, искал гармонию в своей душе, не переставал экспериментировать. Не зря ведь Харрисона называют более всех изменившимся из ливерпульской четвёрки.

В картине мы не увидим и не услышим закадровый голос маститого режиссёра, но ближе к середине уже будет понятно, что все разбросанные по фильму кусочки воспоминаний, фраз и аккордов играют определённую роль. Зритель как будто сам исследует природу жизни и поступков Харрисона; его не отягощают скучными и сухими фактами в чёткой хронологической последовательности. Лента разделена на две части: в первой мы наблюдаем этап взросления, бешеной славы (которой мало на экране) и участия Джорджа в группе, которая обрывается на While My Guitar Gently Weeps. Во второй части, начинающейся с 70-х годов, мы следим за его сольной карьерой и поисками себя, включая сотрудничество с Рави Шанкаром, медитациями и поездками в Индию.

В «Жизни…» причудливым образом подаются факты: вначале следует видео или фоторепортаж, муссирующий одно событие, а за кадром спустя несколько секунд слышится комментарий непосредственно участника тех событий. Затем показывается сам автор слов, изрядно постаревший и не без грусти вспоминающий об одних из самых противоречивых днях жизни Харрисона.

Благо, все комментаторы как на подбор: Пол Маккартни, Ринго Старр, Эрик Клэптон, Фил Спектор, Клаус Фурман, Йоко Оно, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, сын Харрисона Дхани, его жена Оливия и другие. Каждый из его друзей вспоминает то, что больше всего ему запомнилось о музыканте. Айдл и Гиллиам упоминают, что без Харрисона не состоялся бы фильм «Житие Брайана по Монти Пайтону». Клэптон называет его мудрейшим из людей, если учесть, что сам по общему согласию увел его первую жену. И если слова Маккартни звучат порой сухо, то Ринго Старр отжигает на полную.

Картиной длиной в 3,5 часа снята живо, хоть и порой затянута; со временем ловишь себя на мысли, что она не о его музыкальном пути, а скорее о творческих поисках себя, душевных терзаниях, постоянных попытках изменить себя и мир (как первый организованный благотворительный концерт). Вторая часть ленты отличается от первой; в ней больше трансцендентальности, раздумий, визионерства. Вот Харрисон одержим садоводством и переездом в «Фрайар-парк», вот основывает группу Traveling Wilburys, вот сидит в начале 90-х с Ринго на ТВ-шоу и шутит. Человек с большой буквы им и останется даже после нападения маньяка и 8 колотых ран, полученных от ударов ножом. К тому времени Харрисон наверняка уже понял и разобрался в себе, обрёл покой в душе и наконец научился жить «со своим телом», как он неоднократно выражался.

Возможно, слишком длинная по хронометражу для кинотеатрального проката картина оставит приятные мысли после просмотра, заставив задуматься о неординарном образе перфекциониста Харрисона.

Работящему живому классику американского кино Мартину Скорсезе не чужд документальный жанр, в котором он пробовал себя не раз и не два. Есть у него опусы и об истории того самого американского кино, и о всегда волновавших режиссера проблемах итало-американского быта. Тем более Скорсезе не чужда рок-музыка образца 1960-х — начала 1970-х годов: режиссер снял, среди прочего, иконический концерт группы The Band «Последний вальс», фильм о последнем туре своих любимых The Rolling Stones, список можно продолжить. Так что в появлении обстоятельного, длительностью в три с лишним часа исследования жизненного пути «тихого битла» авторства Скорсезе нет ничего удивительного. Удивительно то, что на поверку «Жизнь в материальном мире» оказывается не вполне тем, чего от нее ждешь.

Деваться некуда — история Джорджа Харрисона начинается с его знакомства с Джоном и Полом и с перерождения The Beatles из детей в дворовой одежде сначала в агрессивных подростков в кожаных куртках, а затем в молодых людей в костюмчиках, какими их немедленно узнает весь мир. Пока фильм плавно движется по следам основных вех истории группы, кажется, что ничего большего ожидать и не приходится — будет крепкая и профессиональная, с превосходно подобранными видеоредкостями из архивов и мастерски выстроенным музыкальным сопровождением история отдельно взятой творческой единицы.

Тем более что глава о The Beatles неизбежно обрастает байками, сбор и выстраивание в хронологическом порядке которых, надо полагать, имеет для прожженного битломана особую ценность. Отдельные байки причем — практически хармсовского шизофренического свойства. («Сели однажды Джордж и Пол в машину, и начали спорить — кому вести? Джордж говорит: „Мне“, а Пол говорит: „Мне“. Сидят и спорят, сидят и спорят».)

Но постепенно музыка начинает отступать куда-то на второй план — и уже к моменту, хронологически соответствующему последним годам The Beatles, становится ясно, что речь здесь идет вообще о другом. Скорсезе рассказывает логичную историю, с увлекательной завязкой и неглупой развязкой, о человеке, который попутно занимается музыкой и становится известен на весь мир. Но это далеко не так важно, как его общение, прямое и опосредованное, со всевозможными гуру (начиная с дантиста, который впервые угощает Джорджа ЛСД, и кончая далай-ламой) — и гармония с самим собой, которую наш герой в итоге обретает.

Именно поэтому этапы карьеры Харрисона даются, по большому счету, пунктиром. Скорсезе избегает занудного следования за дискографией, и сцена, в которой Джордж в один из непростых периодов своей жизни полощет себе горло, занимает примерно столько же экранного времени, сколько и запись «Сержанта Пеппера». Поначалу может показаться, что людям, не знающим заранее, что это за Стюарт мелькает на ранних фотосессиях Beatles и что такого сделал для группы Брайан Эпстайн, здесь делать нечего. Однако это впечатление обманчиво, и это очень хорошо.

Таким образом, трехчасовая «Жизнь в материальном мире» оказывается фильмом о музыке не в большей степени, чем, например, «Славные парни» — фильмом об истории американского криминала. Это картина о духовном поиске человека — неординарного, но, в общем, такого же, как и все прочие: ищущего, оступающегося и склонного совершать ошибки. Джордж неожиданно оказывается похож на других ключевых лирических героев Скорсезе. Подобно тому, как Трэвис Бикл в итоге вновь садится за баранку, а Пол из «После работы», пройдя все круги ночного ада, занимает привычное место за офисным столом, Джордж проходит через битломанию, наркотики, болезнь и много чего еще — и вновь оказывается на цветочном поле. Этими кадрами Скорсезе начинает фильм, ими же он (почти) заканчивается. Выход из этой цикличности определенно лежит уже за пределами материального мира. Уж Джордж в этом точно кое-что понимал.

Лента «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» — очередное признание Мартина Скорсезе в любви к Музыке. Ранее он уже создавал документальные фильмы о Майкле Джексоне, «Роллинг Стоунз», лучших исполнителях блюза и прочих музыкантах. Несмотря на то что о каждой из этих звёзд шоу-биза снято множество фильмов, классик американского кино каждый раз умудряется затронуть в своих лентах какие-то неожиданные стороны той или иной личности.

На этот раз он решил бросить вызов сотням документальных фильмов о The Beatles, среди которых творение Скорсезе, безусловно, займёт одно из достойных мест.

Лента очень подробно рассказывает о творческом пути Джорджа Харрисона, при этом лишь в общих чертах упоминая эпизоды, которые напрямую не касаются его музыкальной карьеры или духовных поисков.

Харрисон всегда отличался от других битлов какой-то загадочностью. Неотъемлемую часть его образа — сосредоточенный взгляд, который изначально все списывали на обычные подростковые комплексы, позже — на моложавую впечатлительность, как в результате оказалось, появился у него по причине внутреннего напряжения, которое давало импульс для творчества.

Сюжет картины — это своего рода путешествие по фотографиям и кинохронике — всей той «видеопамяти», которая осталась о Харрисоне. Эти кадры дополняются воспоминаниями Ринго Старра, Пола МакКартни, Эрика Клэптона и других друзей Джорджа, которые вносят живое настроение в ленту.

Фильм построен так, что эпизоды из жизни Харрисона сначала показываются в виде кинохроники или фотографий, после чего звучат комментарии современников, которые были непосредственными свидетелями тех событий. Поэтому в киноленте создаётся некий ностальгический эффект. Зрители сперва видят лучезарные снимки, на которых появляется их кумир со своими друзьями, которые молоды и улыбчивы. Но сразу после этого на экране возникает уставший престарелый человек, который комментирует эти кадры. Местами не сразу узнаёшь в нём того лучезарного юного парня, которого только что видели на экране…

Картина ориентирована, прежде всего, на современников The Beatles, которые уже достаточно много знают об этой группе и которым интересны какие-то редкие снимки из жизни ливерпульской четвёрки. Для тех же, кто не знает практически ничего о битлах, излишняя подробность обернётся скукой.

Несмотря на то что картина может показать несколько перегруженной фактами, всё равно чувствуешь, что не можешь развернуться и уйти с сеанса. Это и отличает мастерскую режиссуру Скорсезе, которая очень интересно может рассказать о малоинтересных событиях.

Прекрасный монтаж кинокартины выстраивает события в такой последовательности, что в ней появляется интрига. За это отвечал Дэвид Тедески, который работал и над предыдущими фильмами Мартина Скорсезе.

Лента разделена на две части, так что первая полностью посвящена «битловскому» периоду в жизни Джорджа, а вторая — его сольной карьере. И если первый фильм рассказывает о становлении, молодости и экспериментах, то вторая сосредоточена на духовных исканиях музыканта.

Дополнительный плюс фильма «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» в том, что в нём нет манипуляции знаменитыми песнями музыканта, которые в своё время были хитами, а теперь уже приелись каждому меломану. Благодаря очень тактичному отбору музыки, здесь звучат лишь знаковые для самого Харрисона мелодии.

Если же смотреть ленту в столичном кинотеатре «Киев», музыка начнёт звучать ещё до начала фильма. Перед его сеансом в этой кинообители в зале играют композиции Джорджа, что прекрасно настраивает на просмотр. Эта лента выходит за рамки типичного документального телефильма, так что поход в кинотеатр в таком случае полностью оправдан.

Написано под альбом The Beatles Abbey Road

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы