Джерри Gerry
«Джерри» — это настоящее произведение искусства. Эту ленту будут пересматривать сотни тысяч людей независимо от того, попадет ли она на полки мирового наследия. То воздействие, которое фильм оказывает на ваше сознание, то, с какой легкостью он играет с вашим воображением, несомненно, делает его самым ошеломительным за всю историю человечества.
Эта лента нарушает все правила и законы кинематографа. В ней нет развития действия и даже сценария, который был сожжен прямо перед началом съемок. Лишь поэтому критики не смогли оценить ее, обвинив в отсутствии смысловой нагрузки. Впрочем, ни один из фильмов «трилогии смерти» не был оценен по достоинству.
Гас Ван Сент — настоящий художник. Ему не требуется соответствовать нормам, чтобы заставить зрителя погрузиться в состояние медитации. Примерно через пятнадцать минут просмотра «Джерри» стираются все границы: пейзажи, человек, пустота, персонажи и даже сам зритель — все становится единым и неразрывным. Сто минут вы будете брести по пустыне под аккомпанемент дыхания и шагов, погружаясь в пучины собственного сознания и страхов вместе с двумя Джерри.
Кажется, если описать происходящее на экране — хватит нескольких слов: что может быть прозаичнее, чем двое парней, решивших прогуляться по пустыне в поисках приключений, а в конечном итоге потерявшихся. Но Ван Сент создает шедевр.
«Джерри» — это полное погружение в иную реальность. От зрителя требуется созерцать и впитывать, чувствовать, дышать этим. К примеру, немаловажный эпизод, когда двое потеряли друг друга, и один Джерри забирается на высокую гору, пытаясь осмотреться. Второй Джерри хочет помочь ему оттуда спрыгнуть и носит песок, ссыпая его в огромную кучу. Что здесь такого? Вы испытаете невероятное ощущение реальности происходящего, поскольку Джерри будет носить песок в руках, перетаскивая его из одного места в другое, возвращаясь вновь и вновь, а мы будем ходить вместе с ним эти несколько минут.
В этом фильме безумное количество смыслов и намеков. Каждый их открывает для себя сам. Зритель видит себя в этих Джерри.
Отдельной благодарности заслуживает оператор ленты «Джерри» Харрис Савидес. Требуется неимоверный талант, чтобы столь продолжительно и качественно снимать материал, находясь в постоянном движении, учтите, что при этом картинка не раздражает. Не говоря уже о его шикарных крупных планах, когда зритель невольно ощущает крошечность и беспомощность. Естественно, не стоит принижать работу звукооператоров и композитора Арво Пярта. Сочетание бесподобной музыкальной темы со звуками дыхания, шагов и пустыни не поддается никакой критике.
Блистательна игра Мэтта Дэймона и младшего брата Бена Аффлека Кейси. Поскольку в картине не было ни одного прописанного диалога или действия, все происходящее на экране — неоспоримая заслуга этих двух талантов. Кейси Аффлек стал для меня открытием, но исполнение роли ноющего и слабого Джерри ставит его в мой личный список десяти лучших актеров.
Этот фильм смотреть стоит. Просто вы должны быть готовы к нему, поскольку пережить его вместе с Джерри нелегко.