Другие ипостаси Altered States

И уже через несколько лет повзрослевший Эдди, а правильнее будет сказать Эдвард Джессуп (Уильям Хёрт), проверяет теорию о множественности людской души. По мнению Эдварда, человеческая память — это гигантская информационная кладовка или архив, в которых хранится колоссальная энергия, которая может рассказать об истинном «я» любого человека. Желая «вскрыть» этот архив, Джессуп ставит опыты на самом себе. Эдвард практикует так называемую сенсорную депривацию — как можно более полное лишение человека органов чувств внешнего воздействия, усугубляя свои опыты приемом психотропных, галлюциногенных грибов. Постепенно, по степени продвижения эксперимента, Эдвард Джессуп начинает неотвратимо меняться…
Отмечу, что главную роль в фильме «Другие ипостаси» сыграл Уильям Хёрт, который в далеком 1980 году впервые появился на больших экранах. Это сегодня Хёрт — один из плеяды успешных актеров, но тогда, более тридцати лет назад, Хёрт был лишь подающим надежды дебютантом. И эти надежды Хёрт оправдал. Ровно, как и Блэр Браун, сыгравшая супругу Эдварда — Эмили Джессуп. Нет, особо запоминающейся актерской игры я не увидел, но главная заслуга Хёрта и Браун в том, что персонажи выглядели очень естественно. На экране действительно был одержимый наукой ученый и его супруга, смирившаяся с причудами своего любимого мужа. Уильям после своего дебюта был даже отмечен престижной наградой — премией «Сатурн».
Британский режиссер Кен Рассел очень точно охарактеризовал главного героя ленты «Другие ипостаси» Эдварда, назвав его «обаятельным психом». Именно так его называла супруга Эмили. Фильм полон иррациональных, «шизофренически» ярких видений героя, но даже сквозь всю эту пелену фантазий видна красная нить любовной сюжетной линии. Отношения Эдварда и Эмили очень колоритны, необычны, но искренни и даже завидны, а диалоги супругов очень показательны своей специфичностью, ведь они являются романтическим украшением многогранной, сложной картины.
Не знаю, к счастью, как смотрят на мир шизофреники, но думаю, что Кен Рассел передал их видение правильно. За это ставлю режиссеру большой плюс, особенно учитывая тот факт, что в 1980 году еще не было современных компьютерных достижений и создавать весь этот «сюрреализм» приходилось с помощью самых различных сложных ухищрений. Сменяющие друг друга видения главного героя показывают нам мифические картины преисподней, жутких монстроподобных тварей, безумство энергии и многое другое, рассказывать о чем я подробно не буду: это надо видеть самому. Некоторые видения метафоричны, символичны, другие несут в себе глубокий философский подтекст, но все они направлены на одно — на познание себя.
Возможно, Кен Рассел несколько увлекся визуальными излишествами, показом потока сознания героя, забыв о главном — о смысле фильма. Кстати,